Представлять Олега Базилевича вряд ли нужно. Его вклад в успехи «Динамо» как в качестве игрока, так и в качестве тренера широко известны. В последние годы Олег Петрович занимается деятельностью, не связанной с тренировочной работой непосредственно с игроками команды. Не так давно Олег Базилевич возглавил научный центр «Динамо». Первый наш вопрос новому руководителю научного центра:
- Олег Петрович, по чьей инициативе состоялось ваше назначение и какие перед вами стоят задачи?
- Инициатива исходила от руководства клуба. У нас был серьезный разговор, после которого я особо не раздумывал. Научно-методическое обеспечение - это очень важный участок работы. Я занимался этими вопросами долгие годы, всю свою практическую деятельность. В современном футболе наука играет большую роль. Для наставника, чтобы управлять, надо быть компетентным, а значит владеть всеми объективными данными.
- Будете ли вы вносить какие-либо кардинальные изменения или менять кадровый состав подразделения?
- Самое главное - это функционирование существующей системы. Если все работает, без срывов и проколов, то возникает самостоятельный поиск новых идей. В научном центре работают девять человек, и у меня не было задачи производить кадровые ротации. Эти люди наработали большой опыт, они прекрасно справляются со своими функциями, и в данном случае нет смысла что-либо менять.
- Отвечает ли существующая техническая база центра современным требованиям?
- Сейчас отвечает. Но необходимо помнить, что техника постоянно должна обновляться. Появляются новые подходы, соответственно новая аппаратура. Наши соперники на международном уровне пользуются новейшими программами и мощными компьютерами. Есть информация, что они разрабатывают еще более современные технологии. И, естественно, мы предполагаем сотрудничество со спортивными технологическими компаниями в Европе.
- Есть в распоряжении научного центра «Динамо» программы, которым нет аналогов в мире?
- Конечно. За период своей деятельности научный центр разработал уникальную программу по моделированию учебно-тренировочного процесса, а также программу контроля и анализа соревновательной деятельности команды.
- А что самое главное в работе научного центра?
- Есть три фундаментальных направления. Первое: определение функционального состояния футболиста в тесном сотрудничестве с медицинской группой. Второе: программирование на основе полученных данных учебно-тренировочного процесса с помощью наших разработанных методик, которые выдержали испытание временем и успехами и позволяют моделировать ответные реакции организма футболистов на предлагаемые нагрузки и конечный результат тренерской деятельности. И, наконец, третье: контроль и анализ учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности с целью внесения корректив как в тренировочную работу, так и в тактико-технические приемы в организации игры. Фактически последний пункт - это обратная информационная связь между процессами игр и тренировок, что позволяет более эффективно строить работу команды.
- Как происходит взаимодействие научного центра и тренерского штаба?
- С главным тренером мы сотрудничаем самым тесным образом. Определение функционального состояния игрока позволяет вносить корректировки в индивидуальный план подготовки, а контроль и анализ тренировочной и соревновательной деятельности команды дает возможность корректировки общего процесса. Программа подготовки подвергается изменению по согласованию с главным тренером. Он получает от научного центра точные данные, которые позволяют ему более гибко работать с игроками. Мы должны не просто тренировать, а знать, что мы делаем в каждый момент тренировки, к чему это приводит с точки зрения реакции систем организма на предполагаемую нагрузку. То, чем занимается в данном случае научный центр можно назвать системным обеспечением.
- Насколько широко вы используете мировой опыт?
- Ровно настолько, насколько это позволяют имеющиеся возможности информационного обмена. Мы пользуемся Интернетом – не все иностранные клубы держат в секрете свое научное обеспечение. Периодические издания и различные семинары тоже вносят значительный вклад в информационное обеспечение нашей работы. Я посетил научную «Мекку» итальянцев - Коверчиано, где ознакомился с технологиями и методиками, используемыми ведущими местными клубами и национальной командой. Вот как раз итальянцы не особо распространяются о своих достижениях в этой области, но у нас есть возможность сотрудничества в данном вопросе.
- Насколько важно понимание того, что происходит, со стороны футболистов? Как с этим вопросом у динамовских иностранцев?
- Понимание со стороны футболистов - это один из ключевых моментов. В принципе, когда есть результат, то добиться взаимопонимания от игроков легко. Другое дело, когда результаты неутешительные. Вот тут тренеру придется постараться. Но система должна функционировать постоянно. Что касается иностранцев, то здесь есть свои сложности. Это языковой барьер, ментальные традиции, воспитание, уже сформировавшееся собственное отношение к игре... Данные проблемы приходится решать тренерскому штабу. И, к сожалению, не всегда успешно.
- Каким образом развивается научная футбольная деятельность в Украине?
- Раньше научные бригады были обязательны в каждом клубе. Сейчас это зависит от отношения к этому вопросу со стороны владельцев и президентов клубов. В «Динамо» руководство все прекрасно понимает и делает все возможное, чтобы решать и технические, и организационные проблемы. У нас идет обмен информацией и мнениями с научными центрами других команд. Фактически, это и является возможностью повышения научного обеспечения клубов. Существует методический совет ФФУ, который координирует взаимоотношения всех научных групп украинских клубов. Проводятся совещания. Но, если честно, я далеко не уверен, что все наши команды имеют подобные центры. А жаль, ведь без информации у тренера нет ни ушей, ни глаз, ни рук...
Кирилл Крыжановский, журнал «Динамо Киев» (февраль 2007)