(Публікується мовою оригіналу)
Никто из «соловьевской» золотой команды так долго не задержался в первых шеренгах большого футбола, как Йожеф Сабо. Его имя на слуху до сегодня – настолько, как, возможно, ни одно из имен игроков той славной когорты. Даже имя Лобановского.
Йожеф Сабо дебютировал в «Динамо» 1 июня 1959 года в матче, который привлек всеобщее внимание хотя бы из-за бренда команды-соперника. В Киев на товарищескую встречу прилетел знаменитый лондонский «Тоттенхэм Хотспур».
Обычно пишут: Йожеф Сабо – типичный представитель «закарпатско-венгерской» волны, которая вливала в «Динамо» свежие силы не один раз в прошлом веке. На самом деле – не типичный.
Большинство закарпатского «братства» в стане бело-синих – технари-созидатели. К таковым спокойно можно отнести, как тех, кто надевал форму с буквой «Д» на груди в конце 40-х годов: Михаила Комана, Яноша Фабиана, Золтана Дьорфи, Дезидерия Тофта, Золтана Сенгетовского, так и футболистов более поздних поколений: Василия Раца, Ивана Яремчука.
Сабо же, наоборот, – классический «боец». Подобных, склонных к разрушению исполнителей из числа закарпатских «доноров» столичной команды можно спокойно перечислить на пальцах одной руки: Тиберий Попович, Федор Медвидь, Степан Решко.
Кстати, любопытная деталь. Это сейчас она может показаться забавной, а тогда, полагаю, не всем футболистам, кто попал под этот «каток», сие нравилось. Я имею в виду перевинчивание родных имен игроков – венгерских, словацких, сугубо западноукраинских – на «типовые советские». Так, у Медвидя «забрали» имя Ференц, у Раца – Ласло, у Решко – Стефан. Сам Сабо тоже не избежал подобного «перекрещивания». Во времена игровой карьеры в протоколах писалось не Йожеф, а Иосиф.
Однако вернемся на футбольные поля. Самый знаменитый эпизод его карьеры игрока, вошедший в историю даже не клуба, не сборной СССР, а в международную историю футбола, это полуфинальный матч чемпионата мира 1966 года в Англии между сборными Союза и Западной Германии. Уже на 8-й минуте игры Сабо решительно идет в подкат против Франца Беккенбауэра и получает тяжелейшую травму. Вины в том «Кайзера Франца» не было. А замены на чемпионатах мира в ту пору не разрешались.
Вот Сабо и остается на поле, для полного счастья ему только костыля не хватало. Но тут сборную СССР подкарауливает еще одно испытание: у правого края Игоря Численко сдают нервы после очередного мелкого фола против него со стороны опекуна – Карла-Хайнца Шнеллингера. Арбитр удаляет советского форварда, и сборная СССР осталась играть 9 с «половиной» игроков против 11 немецких. Той самой «половинкой», старавшейся оказать полноценное сопротивление одной из лучших команд мира, и был Сабо.
Любопытно, что Йожеф не выделялся какими-то особыми физическими данными, необходимыми, если не для «тафгая», то для бойца точно. Визуально его не сравнить ни с более высоким Вагизом Хидиятуллиным, ни, тем более, с более мощными Сергеем Горлуковичем и Олегом Лужным. Даже от примерно равного ему по росту Дженнаро Гаттузо Сабо отличался более изящной фигурой. Но только не азартом.
Впрочем, было бы несправедливо видеть в Йожефе лишь «питбуля» киевской золотой эпохи 60-х. Он часто с удовольствием и умело подключался к атакам. Как для полузащитника скорее оборонительного плана забил достаточно много голов за клубы и сборную СССР – 59. Особенно Сабо был опасен для ворот соперника при выполнении «стандартов» – он был штатным пенальтистом команды, а с Серебряниковым они «делили» исполнение штрафных.
Свою знаменитую «дугу» Виктор Петрович выполнял вблизи линии штрафной площадки. А если команда получала право для удара подальше от ворот, то это уже была монополия Сабо. До него признанным специалистом по дальним ударам в «Динамо» был Юрий Войнов. Вероятно, Йожеф что-то перенял у более опытного партнера.
У Сабо была собственная теория преимуществ дальнего удара: тот всегда должен быть очень сильным, чтобы скорость полета мяча зашкаливала. Вратари обычно не ожидают удара издали, оттого нередко опаздывают с броском. А если и успевают среагировать, то не в состоянии взять мяч намертво. Следовательно, мяч можно еще и добить в ворота. Кроме того, дальний удар не требует длительной подготовки. Он производится из сравнительно спокойного сектора поля, где игроков меньше, чем вблизи ворот. Значит, не надо тратить время на передачи, чтобы обеспечить себе ударную позицию.
И, наконец, между бьющим и воротником всегда много футболистов, кипер плохо видит мяч, и его опоздание вполне вероятно. Вратарю часто кажется, что нападающий или полузащитник не решится пробить с расстояния 25 – 35 метров.
Игрок Сабо многого достиг в футболе: 4 золотых медали чемпионата СССР, 3 серебряных, два выигранных Кубка Союза. Он 40 раз надевал майку сборной страны, где тоже завоевал невиданные для нынешних наших футболистов трофеи: бронзовые медали (4-е место) на чемпионате мира 1966 года, серебряные – на Евро-1972, бронзовые – на Олимпиаде в Мюнхене в том же сезоне.
Семен Случевський, «Футбольний клуб»