Мало кто знает, что первым из нынешних игроков «Динамо» в команду был приглашен вратарь Тарас Луценко. С 1991 года он играл за дублирующий состав и третью команду, затем пять лет провел в составе российского «Уралана», после чего последовало приглашение в ужгородское «Закарпатье». Последних два с половиной сезона Тарас провел в «Динамо». Мы попросили его рассказать о своей жизни в Киеве, семье и главных вехах спортивной карьеры:
- Начнем с вашего детства. В каком возрасте вы осознали, что станете футболистом?
- Нельзя сказать, что я это осознал в какой-то конкретный момент. Я родился в спортивной семье: моя мама в прошлом была баскетболисткой, а сейчас – учитель физкультуры. Отец в свое время тоже стоял в воротах, а теперь работает тренером по легкой атлетике, так что, очевидно, гены взяли свое. Мне с самого начала нравилось играть именно в воротах. На этой позиции я выступал за хоккейный клуб, когда учился в черниговской школе. Наши ребята, которые не занимались хоккеем профессионально, даже попали в финал по «Золотой шайбе».
- Но со временем футбол вытеснил хоккей?
- Долгое время я занимался этими двумя видами спорта параллельно. Кроме того, я попробовал себя и в легкой атлетике. Сначала прыгал в высоту, потом в длину и тройным. Удавалось достигать неплохих результатов. После того, как я закончил четвертый класс, к отцу начали обращаться тренеры с предложениями о моей футбольной карьере. Но он не соглашался, так как хотел, чтобы я продолжал заниматься легкой атлетикой и считал, что мне еще рано уезжать из дому. Но потом тренер Валерий Никифорович Подгорный все-таки уговорил отца, и я начал 2-3 раза в неделю ходить на футбол, а все остальное время занимался легкой атлетикой. В этот период самым сложным было делать выбор, когда даты соревнований совпадали. Мне нравилось заниматься обоими видами спорта, но больше я, конечно, тяготел к футболу. Когда заканчивал 8-ой класс, поступило предложение поступить в киевский спортинтернат. На этот раз на семейном совете отец поддержал мое решение ехать в столицу и сумел уговорить мать. В 1991 году после успешного окончания интерната меня пригласили выступать за дублирующий состав «Динамо». Я еще застал полгода союзного чемпионата. Помню, первый матч мы играли на выезде со «Спартаком». Посмотрев меня в деле, руководство «Динамо» предложило заключить трудовой договор.
- В киевском клубе вы провели достаточно долгий период…
- Да, под руководством Михаила Леонидовича Михайлова я осваивал вратарскую школу «Динамо» до 1999 года, играя за вторую, а иногда и за третью команды. Однажды я даже отправился в командировку на четыре игры в Винницу, так как нужно было помочь местной команде, находившейся на грани вылета. Вместе со мной поехало несколько ребят из «Динамо-2». С поставленной задачей мы справились, а в 1999 году Павел Яковенко пригласил меня в «Уралан». Состоялся разговор с президентом и тренером клуба, и я решил, что на тот момент для меня было лучше поменять команду, чтобы иметь возможность играть и доказывать, что я не зря, как говорится, ел свой хлеб в киевском «Динамо». До 2000 года мне удавалось это делать, а потом я получил травму, которая на первый взгляд показалась не очень серьезной, но выздоровление и возвращение прежних кондиций заняло больше года. После окончания контракта «Уралан» вылетел в первую лигу, а я, не имея постоянной игровой практики, принял решение вернуться на родину. У меня были предложения из-за рубежа, но так как последний год я почти не виделся с семьей, то согласился принять приглашение от «Закарпатья». Теперь предстояло заново все доказывать и зарабатывать себе имя.
- А ваша семья в это время находилась в Киеве?
- Изначально мы уехали в Россию все вместе. Но сын постепенно подрастал, ему нужно было идти в школу, поэтому мы с женой решили, что будет лучше, если он будет учиться в Киеве, чтобы не приходилось постоянно менять окружение и друзей. Когда появлялась возможность, они с мамой приезжали ко мне на два-три дня, иногда даже в Москву, когда у нас проходили там выездные матчи. После того, как я переехал в Ужгород, поначалу с семьей мы выделись редко. Но когда «Закарпатье» решило задачу выхода в высшую лигу, была возможность там прекрасно отдохнуть, ведь это замечательный край, где всегда свежий воздух. Летом жена с сыном приезжали на пару месяцев, а когда у нас были выходные после матчей, я ездил к ним в Киев.
- Известно, что быть женой футболиста непросто. Как жена относится к вашей карьере?
- Анжела сама бывшая спортсменка, она воспитывалась в такой же среде, как и я. То, что мы редко виделись, наоборот, сближало нас. Но дело даже не в том, что тяжело быть женой футболиста, а в том, что сложно быть женой вообще, точно так же, как и мужем, поэтому над этим нужно постоянно работать. Конечно, Анжеле непросто, так как все домашнее хозяйство и воспитание сына, а теперь и дочки, во многом ложиться на ее плечи.
- А она футболом увлекается? Следит за матчами с вашим участием?
- Анжела любит ходить на стадион, когда мы играем в Киеве. Но, если честно, я не сторонник этого. Мне спокойнее, когда она дома. Но я уважаю ее мнение, так что стараемся находить какой-то компромисс.
- Вы дома часто говорите о работе? Советуетесь с женой в каких-либо вопросах?
- Нет. Но когда она видит, что после матча я переживаю, анализирую ошибки, то старается меня поддержать. А что касается профессиональных подсказок, то матчи мы разбирали сначала с Михаилом Михайловым, затем с Виктором Чановым, а сейчас с Сергеем Краковским. Тренеру со стороны лучше видно ошибки, он на них указывает, акцентирует внимание, а я анализирую, чтоб в дальнейшем их избежать.
- Расскажите, как вы познакомились со своей женой?
- Мы вместе учились в спортивном интернате. Я постоянно ее видел, но долгое время не решался подойти. Более или менее близкое знакомство состоялось, когда я пригласил Анжелу на день рождения. С этого все и началось. Что она мне тогда подарила? Если честно, даже не помню. Я ей цветы дарил, это знаю точно. Встречались мы года три, а потом поженились. Еще через три года родился сын Максим, а совсем недавно дочка Анастасия. В этом году будем праздновать 14-ую годовщину совместной жизни.
- Чем занимается ваш сын?
- Он учится в школе-лицее. В прошлом году ходил на мини-футбол.
- Он тоже станет футболистом?
- Все зависит от его решения. Для меня главное, чтобы он был здоровым, хорошо учился и вырос добропорядочным человеком.
- У вас хватает времени контролировать, проверять его учебу?
- Я стараюсь это делать, но больше возможностей для воспитания сына и дочки есть у жены. Максим уже почти взрослый, он помогает маме, подставляет ей свое маленькое мужское плечо. Но если у него есть какие-то вопросы, касающиеся учебы, он, конечно, задает их мне, и мы их решаем.
- Знаменитая фамилия папы помогает или, наоборот, мешает ему, например, в школе?
- Не думаю, что она помогает, возможно, просто стимулирует. Он знает, как его дед, отец и мать относятся к своей фамилии, поэтому понимает, что должен ее не посрамить и не запятнать.
- У вас недавно родилась маленькая дочка. Расскажите о ней.
- Она родилась 5-го января. Не успел я забрать их с мамой из роддома, как пришлось уехать на сборы. Со сборов мы вернулись всего на пару дней, а потом снова уехали, поэтому видел я ее не так часто. Но жена постоянно мне все о ней рассказывала по телефону. Дай Бог, чтоб Настенька выросла здоровой, ведь это самое главное.
- Правда, что ваша жена и супруга Виталия Ревы рожали в один день?
- Так получилось, что у Лены (супруги Ревы) и Анжелы были приблизительно одинаковые сроки беременности. Вечером я позвонил Виталику, чтоб узнать, как у них дела, а он написал: «Перезвоню позже». Я понял, что они уже рожают. А утром, в 5.40 в том же роддоме появилась на свет Анастасия.
- Расскажите о своих увлечениях. Какую книгу прочитали последней? Какую музыку слушаете?
- Я читаю разноплановую литературу, и не зацикливаюсь на чем-то одном. Для каждой книги есть свое время. Иногда начинаешь читать какое-то произведение, а оно «не идет». А когда снова к нему возвращаешься через некоторое время, то просто его «проглатываешь». Точно так же и перечитывая книгу в разном возрасте, ощущаешь ее по-разному. Если в школьном возрасте она воспринимается, как часть обязательной программы, то в 25 или 30 лет, несмотря на то, что ты знаешь ее содержание и окончание, краски открываются с новой стороны. Последней я прочитал книгу Вербера «Танатанавты», что-то в последнее время меня потянуло на фантастику. А недавно брат привез мне еще одно произведения Вербера, когда будет время, обязательно почитаю.
Что касается музыки, то в зависимости от настроения, я могу слушать и классиков, и зарубежную эстраду, и русский рок, в частности мне с детства нравятся группы «Кино», «Наутилус», «Аквариум», «Алиса», а также песни Бориса Гребенщикова и Гарика Сукачева. Так что я могу слушать все, начиная от Моцарта, Бетховена и Вивальди до «Короля и Шута», на которого меня «подсадили», когда я играл в России. Но опять же, для определенной музыки должно быть соответствующее настроение. Иногда под классику невозможно расслабиться, а включаешь зарубежный рок, скажем, «Nazareth» или «Pink Floyd», и понимаешь, что именно это тебе и нужно.
- А готовить, к примеру, любите?
- Я считаю, что лучшие повара – это мужчины, хотя моя жена тоже хорошо готовит. Но когда мы выезжаем за город, то вопрос о том, кому приготовить мясо даже не возникает, это должен делать мужчина. В принципе, я могу и спагетти приготовить, и первые блюда, даже на костре, и кашу сварить. Этому меня научил отец. Плов, конечно, выше моих сил. Наверное, нужно родиться в Азии, чтоб его вкусно приготовить. Дома, в основном, готовит Анжела. Правда, иногда, когда я приезжаю после тренировки, мы можем заняться ужином вместе. Он у нас не очень плотный, но мне всегда приятно что-то приготовить своими руками, а потом ужинать всей семьей.
- Какое ваше любимое блюдо?
- Я в еде не привередлив. Люблю все натуральное, хорошее мясо, спагетти. Это чисто профессиональная привычка. Когда я играл в России, в тренерский штаб входил диетолог. Он объяснял каждому из нас, что полезно для здоровья, и как лучше питаться, а чего лучше избегать. Для спорта это особенно важно, так как питание – это один из тех кирпичиков, из которых состоит результат. Не учитывать его, а также водный режим – значит проявлять непрофессионализм, а ведь от этого зависит игра на поле. В индивидуальных видах спорта, если ты дашь себе слабину, это сказывается только на твоих личных результатах. В футболе же мы все одна семья, не только 11 игроков, но и тренерский состав, и обслуживающий персонал, которые решают одну задачу. Поэтому из-за послабления кого-то одного может пострадать вся команда.
- Как вы проводите свободное время?
- Если есть возможность, мы выезжаем за город. На велосипедах ездим на озеро или в лес. Иногда с друзьями ходим на рыбалку, правда, в последнее время редко, так как наши выходные не совпадают. Но я очень люблю рыбачить. Какую самую большую рыбу поймал? Карпа, килограмма на четыре, но это было очень давно. Сейчас мы ходим на рыбалку не ради улова. Недавно с другом семьями поехали на озеро, погода была замечательная, место прекрасное, одним словом, мы получили удовольствие от всего, только рыбы не поймали. Она плавала совсем рядом, а клева не было никакого. Зато мы хорошо отдохнули и получили массу удовольствия от общения с природой.
- Где вы любите отдыхать? В какой стране понравилось больше всего?
- Летом мы любим отдыхать в Закарпатье. У нас там есть любимое место, куда мы стараемся вырваться хотя бы на недельку. Так что отпуск предпочитаю проводить в Украине. Как-то мы ездили отдыхать на Красное море, там очень понравились коралловые рифы и красивое подводное царство. Но признаться честно, море – это не мое. Еще запомнилась Прага с ее Марианскими банями. У нас была великолепная экскурсия с 8 утра до 4 вечера. Мы шли с горы, откуда было видно весь город, к Карлову мосту через различные церквушки, а гид нам рассказал очень много интересной информации. Это замечательный старинный город. Друзья нас постоянно приглашают в Европу, но никак не получается вырваться. У нас маленькая дочь, так что, думаю, в ближайшее время будем отдыхать в Украине.
- Правда, что у вас есть собака?
- Да, вот уже девять месяцев, как у нас немецкая овчарка. Мы ее взяли для дачи, я считаю, что держать собаку дома – плохо для животного, так как ей постоянно нужен простор и движение. Мало выводить ее на улицу 2-3 раза в день, это ее ущемляет. Она из рода служебных собак и уже прошла первый этап обучения в Чернигове. На втором этапе обучение должно проходить с хозяином, так что будут учить и меня, и ее, чтобы те команды, которые она уже знает, собака воспринимала от меня.
- Вы суеверный человек? Верите в приметы?
- Я не так много играл, чтобы у меня были какие-то приметы. Главное – верить. Если есть возможность, жена с сыном перед матчами ходят в церковь.
- Кем бы вы стали, если бы не футбол?
- (после паузы) Даже не знаю. В принципе, у меня были неплохие задатки по физике и математике. Когда я как-то встретил своего учителя по физике и сказал ему, что учусь в киевском интернате, он подумал, что это физико-математический интернат. Возможно, занимался бы легкой атлетикой, ведь в моей возрастной группе до сих пор никто не смог показать лучший результат в тройном прыжке, чем был у меня. Я из спортивной семьи, так что, наверное, гены все равно взяли бы свое.
Светлана Полякова, журнал «Динамо Киев».
(Публікується мовою оригіналу)