- Согласны ли вы с тем, что "Динамо" заслужило чемпионский титул больше, чем "Шахтер"?
- Как вам сказать... А что такое "больше" или "меньше"? Если судить по той работе, которую проделали мы на тренировках, по тому, сколько сил отдали во имя побед, например, последней, над "Днепром" — мы заслужили свое чемпионство.
- Это намек на довольно расхожую точку зрения — дескать, динамовцам стыдно должно быть за свои золотые медали, "Шахтер" их больше заработал.
- М-да... Говоря совсем уж откровенно, если б я заговорил о чем-нибудь таком — не заслужили, мол, собрать медали и отдать кому-то там — вам бы стоило пальцем у виска покрутить — видать, не все в порядке у Головко с головой! Как я могу даже задумываться о таком — я, отдавший во имя этой победы все, я, чьи товарищи сделали тоже самое, я, динамовец, для которого победа — единственная из возможных целей?!
- Ходят слухи, что Лобановский давно уже ничем в команде не управляет, потому что болен, и потому вся работа лежит на Михайличенко с Демьяненко. Это правда?
- Нет, неправда. Всеми процессами в команде управляет Валерий Васильевич Лобановский. Он — главный тренер, и этим все сказано.
- А на игре с "Днепром" не было ни Лобановского, ни Пузача — оба болели...
- Этот матч вообще вне всяких закономерностей, его нельзя рассматривать как иллюстрацию к какому-то правилу! Это был чисто кубковый матч, причем финальный. И главная сложность заключалась в том, что опыт подобных схваток имело у нас не так уж и много народу. Вот смотрите: Мелащенко, Чернат, Пеев в Лиге чемпионов не играли, Кузьмичев, Боднар — тоже "почти новые" люди. Кто-то терялся, с непривычки от оказанного доверия... И им еще нужно было осознать и привыкнуть к мысли о том, что нужно драться, убиваться, причем делать это ежеминутно и ежесекундно до самого последнего свистка! Это невероятно тяжело — я вспоминал себя, как я в 23 года пришел в "Динамо", как неуютно чувствовал себя поначалу в раздевалке... И потому в это вечер тренером была вся команда! Именно вся команда! Ясно, была установка Валерия Васильевича, но мы пропустили гол, и нужно было предпринимать что-то из ряда вон выходящее.
- Кстати, об "из ряда вон". Замена Боднара на Федорова — защитника на защитника — в момент, когда надо было забивать два мяча, вызвала чуть ли не всеобщее удивление. Мы со своей стороны думаем, что рослый и свежий Федоров, который к тому же обладает мощным ударом, выходил не столько для защиты, сколько для нападения, и в обороне почти не играл...
- Эта замена сыграла очень важную и положительную роль. Нам не хватало давления, надо было навязать сопернику борьбу, больше борьбы. И то, что не удалось Ласло, пожалуй, сумел сделать Сережа.
- Как вы могли ударить соперника ногой!? После трансляции матча "Динамо" — "Днепр" у вас убыло миллионов пять поклонников!
- Да, оператор и в самом деле выхватил этот кадр... Было, было такое, ударил. Но, понимаете, это же футбол, мужская игра! Мужская! То, что увидели телезрители — всего лишь один момент из тысячи подобных, которые происходят в каждой игре.
- Часто приходится сталкиваться с грязными приемами?
- Конечно, у каждого нападающего свой набор, свой арсенал трюков, зачастую, мягко говоря, не самых честных. Удары, плевки, захваты футболки...
- А что такое случилось в игре с "Днепром"?
- Да вот же я хочу рассказать, а вы не даете! Оператором был выхвачен лишь небольшой эпизод из той привычной борьбы защитника и нападающего, что проходила на протяжении всего матча практически по всему полю. Вот что произошло, вот как я дошел до жизни такой — ударил, как вы говорите, человека. Прошел подкат, он лежит подо мной. Я приподымаю руки, ноги — мол, вылазь оттуда! А он, вставая, меня бьет (показывает, как днепропетровец въезжает ему локтем)! И я как всякий нормальный человек должен был ответить. Что, в общем-то, и было показано.
- Чего это у Шовковского все время какие-то разборки на поле — то с Ващуком, то с Дмитрулиным?
- Не знаю, мне кажется, что ничего особенного между ними не происходит. Так, игровые моменты. К тому же Влад Ващук парень вспыльчивый, легко заводится. А я — спокойный. Поверьте, ни с кем в команде отношений не выясняю.
- А как вам игра Белькевича?
- Валику тоже тяжело, но по несколько оригинальной причине. Его мысль, его игровые решения опережают то, что делают партнеры. И во многих играх, в частности, с "Днепром" он не видел рядом с собой ребят, которые смогли бы мыслить с ним "на одной волне".
- То есть он игрок более классный, чем большинство в нынешнем "Динамо"?
- Есть такое.
- Сложилось странное впечатление о подготовке "Динамо" к матчу. То ли устали еще до игры, то ли по какой другой причине, но на ногах словно гири висели.
- А что вы хотите? Обратите внимание: все как один рты разевали, хватая воздух, как рыбы без воды. У меня, игрока уже опытного, впервые за сезон судороги ноги стали хватать! А накануне заснуть не мог... Чисто психологически не смогли забегать сразу — давил на нас груз ответственности, по ногам вязал. Думаете, мы не хотели забить? Но не забывайте, играли-то мы не против тернопольской "Нивы", которой можно семь штук отгрузить, а против команды, которая в чемпионате пропустила всего лишь на два мяча больше, чем мы! Сильная команда, которая уверенно заняла третье место, а в следующем сезоне может побороться и за место повыше.
- И если б не ошибка вратаря, пропустившего удар Несмачного почти с нулевого угла...
- Какая ж там ошибка? У Андрея удар будь здоров — если мяч на ногу ему как следует ляжет, я бы не хотел на месте голкипера оказаться, откуда бы Несмачный ни бил! Разве что угол Медин приоткрыл, но туда ж еще попасть надо было. А о втором голе и говорить нечего — хороший удар головой, да еще и мяч по траве скользнул.
- Как по-вашему, Ващука надо было удалять за фол последней надежды, когда судья дал ему "всего лишь" желтую карточку?
- Нет, там уже я подоспел и страховал.
- Так в чем же дело, почему так обострилась интрига в нашем чемпионате — "Шахтер" стал сильнее, "Динамо" слабее или и то, и другое вместе?
- "Шахтер" в этом сезоне, безусловно, и психологически, и финансово был готов стать чемпионом. Наигранный состав — большинство уже несколько лет в команде, изрядные денежные вливания, в общем, все было при них. "Динамо" стало слабее, говорите... Я уже пытался объяснить в прошлом году, когда мы неудачно выступили в Лиге чемпионов: очень непросто быть все время на уровне, быть игроком "Динамо", для которого одна цель — выиграть все. Представьте — четыре года жуткого психологического напряжения. Не выиграл — провал! Четыре года сплошного стресса. Это не позерство, это так и есть — я прихожу домой и думаю об игре, приезжаю на базу и тоже думаю по игре. Невозможно расслабиться ни на минуту! И потому без спада невозможно было обойтись. Понятно, что к победам "Динамо" привыкли — особенно к успехам на международном уровне, потому они для нашей страны имели особое значение как отдушина, как средство повышения или даже создания хорошего настроения у людей.
- Кто-нибудь из донецких товарищей по сборной позвонил вам, поздравил?
- Мне позвонил только Максим Левицкий. А что до игроков "Шахтера"... Думаю, им было не до этого. При всем их желании позвонить.
- Кто ж им виноват. Все было в их руках, надо было только выиграть у ЦСКА.
- Да... Очень тяжелый выдался чемпионат, для всех тяжелый. Но "Динамо" есть "Динамо". Надо держать марку, выигрывать, кто бы здесь ни был. А с каждым годом это будет все сложнее сделать — постоянное чемпионство "Динамо" у многих как бельмо на глазу. Уже почти никто не сдается нам заранее — напротив, выходят как на последний бой. Можно сказать, теперь это визитная карточка команды, которая играет с нашим клубом. Нынче у многих появились амбиции — смотрите, какие мы! Тот же "Днепр", к примеру. И на ком же лучше всего проявить эти амбиции, на ком доказать свою силу. Конечно, на чемпионе, на "Динамо"!
- Ха! Бельмо на глазу... Да в Киеве полно народу, кто всей душой желал победы "Шахтеру". Что уж говорить о других городах!
- Чемпионат это еще ладно... Гораздо обиднее другое — сборная страны вышла на матч, отдала все силы, выложилась! И вдруг, уходя с поля, слышит: "Ганьба!" Понимаете, я играл честно, я сделал все, что мог. И слышать в свой адрес такое — поверьте, это серьезный рубец на сердце. И объяснять это исключительно низкой культурой нации... Допустим, я мог бы понять людей, если б они выложили свои кровные, а сборная стояла и не хотела ничего делать. Но ведь мы играли! Работали!
Беседовал и редактировал Артем ФРАНКОВ