Свой первый титул чемпиона Украины Александр Головко выиграл в далеком 1992 году в составе "Таврии".
Перебравшись в Киев в 1995-м, Александр не один сезон верой и правдой служил флагману украинского футбола и национальной сборной. Впрочем, время берет свое: не попадая в состав "Динамо", экс-капитан команды отправился в Китай. А вернувшись, поделился впечатлениями.
"Побываю у вас, поговорим, а потом в Конче-Заспу - на тренировку", - сказал Александр Головко, когда многолетнего капитана киевского "Динамо" встречали у ворот редакции. После этого первый вопрос, естественно, напрашивался сам собой.
- Выходит, все так и занимаетесь со второй командой?
- Да. О дальнейших планах пока говорить не хочу - сам еще не определился. Есть еще пару недель, в течение которых все решится...
- Что это будет за клуб? Украинский, российский? Или, быть может, снова китайский?
- Не буду загадывать. Однако если уж говорить о Китае, то, поиграв там чуть более полугода, составил определенное мнение о клубе, в котором выступал. Что касается организации - имею в виду прежде всего финансовые, бытовые условия - никаких проблем, все на уровне. Но сказать, что получал там удовольствие от футбола, - нет, не было такого. Больше того, последние два-три месяца просто отрабатывал контракт.
- Можно подробнее. Что это была за команда?
- "Циндао Этсонг". Город - Циндао. Красивый, скажу я вам. Местные жители даже называют его "кусочком Швейцарии" - горы, море, симпатичные маленькие домики. Корпорация, финансировавшая клуб, снимала мне трехкомнатные апартаменты в высотном отеле прямо на берегу моря. В общем, жаловаться не приходилось. А вот футбольные моменты...
- Тренером у вас был китаец?
- Да. Я пытался с ним несколько раз разговаривать, объяснить, как играл в "Динамо"... Никакой реакции. Вот и приходилось на поле горло срывать.
- На каком же это языке?
- На русском, разумеется. Не много китайцев знают даже несколько слов по-английски. Я на китайском тоже кричать не мог. Хотя ругательные выражения выучил сразу (улыбается). Партнеров по именам знал не всех. Только тех, которые со мной рядом - в защите. Остальные... Они ведь там все Ли, Чу... Причем если не так обратишься, не так поставишь ударение...
-... обижаются?
- Нет, не поймут тебя. У нас в первом круге были игры, когда за центр поля перейти не могли. Как в окопе сидели - отбивались. Кричал тогда так, что горло потом долго болело.
- Они понимали?
- Да, говорил: "Не могли бы вы стать, пожалуйста, левее". (Смеется). На самом деле выражения были покрепче. Они понимали мои эмоции.
- Легионеры, кроме вас, в "Циндао" были?
- Да, хорват. Еще приезжал - в мае, кажется, это было - Сергей Коновалов. Интересная, кстати, история получилась. Прилетал Серега как раз на игру, а фотографии, чтобы его заявить, у китайцев не было. Показывают мне фото европейцев, спрашивают: "Кого из них поставить?" А я им в ответ: "Да не показывайте мне белых людей, он на вас похож". (Смеется). Порылся немного в Интернете, отыскал-таки фото...
- Есть мнение, что китайцы очень трудолюбивые...
- Когда они вместе, да - могут многого добиться. Но у нас в команде футболистов, на которых можно было положиться, насчитывалось всего три-четыре. Этого мало. Если мы атакуем, они стоят и смотрят футбол - забьют, не забьют... Я кричу: "Подойди ближе!" Были, правда, такие, которым просто "физики" не хватало. Он, возможно, и хочет, но не может. Еле дышит...
Но это я о нашей команде, у Саши Хацкевича, наверное, было по-другому. Он рядом с Пекином играл, в Тяньцзине. Город велосипедистов. Честно! Дорогу перейти нельзя. Едут - в три ряда с одной стороны, в три ряда - с другой.
- А он ждет, пока проедут...
- Да. А у нас в городе доходило до того, что вообще на велосипедах ездить запрещали. Горная все-таки местность... Но я опять о футболе. Наступил момент, когда у меня возникли разногласия с тренером. Пытался ему что-то объяснить - через переводчика, разумеется, - он слушал, но от своих принципов отказываться не собирался. Заняли мы в итоге предпоследнее место, однако... не вылетели. Дело в том, что еще после первого круга было принято решение увеличить лигу до 14-ти команд за счет клубов из низшего дивизиона. По завершении последнего матча, а мы сыграли вничью, я поблагодарил руководство и уехал.
- С Хацкевичем на поле пересекались?
- Нет, когда играли у нас на поле, тренер его команды поставил в состав двух румын, а Саша оказался третьим, лишним, иностранцем. Но мы после матча пообщались, Саша как раз день рождения праздновал. Посидели, поговорили о китайском футболе... Так еще получилось, что в его клубе тренировочный процесс был, так сказать, лояльным. Хацкевич звонит как-то мне, говорит: "Мы сегодня в "дыр-дыр" поиграли, потом били по воротам - кто в штангу попадет". А я ему: "У меня форт-леки, а завтра - тест Купера. Очень часто дышу на пульсе 190". То есть работать приходилось очень много. Занятия по два часа. Иногда просто стоишь, слушаешь, как тренер тактику объясняет...
Плюс еще климатические условия. Играли на Кубок. Три часа дня, температура - плюс 38, нет даже намека на ветерок. Захожу в раздевалку, все окна закрыты, а тренер сидит - курит (общий смех). "Чувствую, - говорит, - мы сегодня выиграем". На что я - переводчику своему: "А я чувствую, что не выиграем..."
Была еще одна любопытная история. Красную карточку на 88-й минуте получил. Вратарь соперников выбивает мяч от своих ворот, я - принимаю, отдаю в центр - туда, где должны быть центральные полузащитники. Но их там нет! Я бегу, выбиваю мяч из-под одного, потом из-под второго, а в третьего - уже их защитника - врезаюсь двумя ногами! Метров сорок бежал! Арбитр мне за это сразу красную! Руководство, конечно, недовольно: мол, судья "убил". "Я вам показал, как надо бороться", - отвечаю.
- На что тренер...
- ... А его вскоре уволили. Главным стал наставник вратарей. Еще лучше... Но он по натуре был другим человеком. Предыдущий "коуч" постоянно кричал. Орет, а мне что? Я такой человек - спокойно ко всему отношусь. Его это раздражало! Пытался ему что-то объяснить, понял, что бесполезно, и сказал: "О`кей, говорите, где мне стоять и куда бежать".
- Личными достижениями на поле похвастать можете?
- Забил один мяч с пенальти. В принципе, все что надо сделал: гол забил, желтые карточки получал, красную тоже. В свои ворота только не забил (смеется).
- Как вам китайская кухня?
- Первое время действительно были проблемы. Но мне повезло. Едва появился в Китае, в нашем отеле открылся русский ресторан. Приехали повара, официанты, кабаре... Там и питался. Даже украинский борщ заказывал. Чего, правда, не было - так это буряка и сметаны.
- Свободного времени хватало?
- Не сказал бы. Тренировка, как правило, в три часа. В пять - два раза в неделю ездил к врачу на процедуры - давала о себе знать старая травма спины. Чем занимался на досуге? Книги читал, в Интернет заходил - как только приехал, сразу компьютер купил. Качал музыку, фильмы - на английском, правда, - на DVD смотрел. Там все это копейки стоит. Один диск - меньше доллара. Встречались с хорватом из нашей команды, с ребятами из русского ресторана могли пойти куда-нибудь поужинать. Можно было и поплясать сходить, но ведь там как? Заходишь, скажем, в караоке-бар, к тебе сразу девчонки: "Пойдем", - говорят. "Спасибо, - отвечаю, - я не пою..."
- Но ведь рядом море...
- Да, море. Можно пойти. Но вы поймите - это то же самое, что пришла обезьяна купаться (общий смех). Одно дело, когда на тебя смотрят в магазине, другое - когда ты раздеваешься и идешь плавать. Топчанов там нет, не принято. Пришел китаец, сел на песок и сидит. Со временем мне было уже все равно, перестал комплексовать. Примелькался, они даже знали, что мне предложить поесть. Однако на первых порах, признаюсь честно, как-то неуютно себя чувствовал.
- В курьезные ситуации по незнанию китайского часто попадали?
- Бывало. Вот такой случай. Стадион, на котором мы играли, называется "Ты Ю Ча". Ловлю такси, говорю: мне туда-то. Шофер сидит, смотрит, ничего понять не может. Хорошо, говорю, поехали, по дороге покажу. Приезжаем, а он мне, удивленно так: "Так вам нужно было на "Ты Ю Ча". А я как сказал! Прихожу, спрашиваю у переводчика, что такого неправильного я сделал. Отвечает, что не так ударение поставил. Оказалось, что просил таксиста отвезти меня на пивзавод (общий смех)...
- Если варианты с Украиной, Россией и Европой не сложатся, не исключаете вероятности своего возвращения в "Циндао"?
- Я благодарен "Циндао" - отношение ко мне было отличным, жаловаться не на что. Возможно, потому что мой агент - китаец - тесно сотрудничал с этим клубом. Иначе могли быть проблемы. Вернусь ли я? Все может быть. Я ведь вряд ли когда-либо мог подумать, что вообще заеду так далеко. С чем у меня раньше ассоциировался Китай? Мао Дзедун и воробьи... Сейчас немного узнал. Другое дело, что у клуба появился новый спонсор, стоящих только игроков распродали, да и название команды изменится. Главное, чтобы подход к футболу улучшился. Такой, например, момент. Спрашиваю, когда у нас завтра тренировка. Говорят: "Мы тебе утром позвоним". Звонят в 10 часов, сообщают, что через 15 минут начинается пробежка. Что тут скажешь?..
- Совсем недавно Йожеф Сабо признался, что предлагал вам должность тренера в "Динамо". Было такое?
- У нас был разговор, Йожеф Йожефович спросил, хочу ли играть футбол, на что я ответил: "Да, хочу". Видимо, журналисты поняли это по-своему. Я на самом деле могу еще побегать, чувствую в себе силы. Другой вопрос, будет ли это "Динамо"? Здесь все, в первую очередь, зависит от меня, во вторую - от главного тренера. Буду соответствовать уровню первой команды - буду играть. Но при этом мне нужна определенность: либо я с "основой", либо работаю по своей программе с "Динамо-2". Поверьте, я отнюдь не претендую на комфортные условия, как говорится, за старые заслуги - это все в прошлом. Сейчас есть новая команда: Юссуф хорошо смотрится, Гавранчич, тот же Серега Федоров... Но сезон ведь длинный. Согласитесь, тяжело играть одним составом с февраля по декабрь. Сабо мне прямо сказал: "Саша, ничего гарантировать тебе не могу. Я перехожу на игру "в линию", и не знаю, кто у меня будет выходить на поле". Я его прекрасно понимаю.
- О тренерской работе все-таки подумываете?
- Это непростой вопрос. Можно не буду отвечать?.. Пока я - действующий футболист. Понимаете, каждый профессиональный спортсмен проживает две жизни. Пройдет, скажем, года два, и мне придется заняться чем-то другим. Будет это Украина, Киев - нужно определяться. Можно сейчас уехать за границу, зарабатывать на пару тысяч больше, однако при этом осознавая, что здесь ты кое-что теряешь. Уже в послефутбольной жизни... Сейчас могу вам пообещать, что обязательно буду тренером, а через два дня вдруг выяснится, что я умею красиво рисовать. Все - я художник. Понимаете меня? Подсознание мне подсказывает: "Саша, ты еще можешь". Недавно вот пробежал 5 по 300 с очень неплохим результатом. Да, раньше мог лучше, но ведь - возраст. Некоторые говорят: Мальдини и в 37-м бегает как молодой. Да, так и есть. Однако Мальдини не играл в "Динамо"...
Дословно
"Меня обрили первым..."
"В "Динамо" мы могли почудить. Кто-то говорит: "Давайте пострижемся!". "Не вопрос!" У кого такая идея возникла, никто сейчас не помнит. Было это после неудачной игры в Голландии с ПСВ "Эйндховен". Выигрывали после первого тайма - 1:0, но уступили - 1:2. В аэропорту получили хорошую взбучку от президента. По прилете собрались все вместе. Естественно, сидели не под минеральную воду. Нужно было что-то делать...
А на следующий день в 12:00 все вместе встретились уже в парикмахерской. Я жене сказал, что иду на общекомандное собрание, а сам - на Красноармейскую. Как капитан сел первым, потом - все остальные. Проблемы возникли только у Димы Михайленко. Говорит: "Вы что здесь все с ума посходили!"
Приезжаем на базу - все в шапках. Лобановский вызывает, смотрит, а тут - такое. Мы ему: "Вот, решили сплотиться". А он: "Ну как же так?! Я ведь хотел состав перекроить, ребят из второй команды подключить. И что же мне теперь - волосатого выпускать?" Выходим, я говорю: "Все, попали. Теперь нужно с "Манчестером" рубиться". Но мы тогда здорово сыграли. Дома - 0:0, хороший, жесткий такой поединок получился.
Впрочем, нашего запала ненадолго хватило, всего на несколько матчей. "Андерлехт" на НСК "Олимпийский" крупно обыграли, потом, правда, на выезде так же крупно уступили. В итоге так и не вышли из группы. Нам потом это вспомнили..."
"Оуэн меня запомнил"
"Были у меня в свое время предложения от других команд, но что сейчас об этом вспоминать?.. Ездил на неделю в английский "Болтон". Но тогда тренер клуба не спросил даже: "Кто это?" Потренировался, сыграл контрольный матч - и уехал. Обратные билеты покупал сам. Хорошо, Володя Бесчастных помог - он тогда в "Болтоне" был.
С "Ливерпулем" вариант был более реальным. Я ведь ехал туда с мыслями, что подпишу контракт. 27 уже было, хотел определиться. Но помимо меня, туда же приехали еще как минимум пять кандидатов на место центрального защитника. А я ведь об этом не знал. Все решалось на уровне президентов клубов... Помню, на одной из тренировок пошел двумя ногами на Оуэна. Все за голову схватились: "Алекс, ты что делаешь?!" "Спокойно, - говорю, - я в мяч". Там, кстати, вообще занятия интересно проходят. Все на эмоциях, сплошной мат стоит! Английский футбол..."
"Играл за колхоз..."
"О том, что могу стать профессиональным футболистом, подумал, наверное, лет в 17, быть может, даже в 18. До этого ведь даже за команды колхоза играл, хорошо учился. Это уже после Юра Бондаренко предложил мою кандидатуру наставнику "Таврии" Анатолию Заяеву. Сначала в Николаеве поступил в Кораблестроительный. Учился в херсонском филиале. А тут вдруг приходит Юра, говорит: "Надо ехать!" Мама в шоке! Но надо - так надо. Начал играть в "Таврии", неожиданно выиграли "золото" чемпионата Украины. Зарабатывать начал больше, чем родители.
В Симферополе закончил институт. Действительно закончил. Учился! Сейчас, правда, ничего не помню. У меня была тема диплома: арматурный завод, производительность 18 000 тонн. Нужно было дать полный расчет. Мы с тещей, а с женой я познакомился в Симферополе, тогда ночами сидели, все обсчитывали. Вспоминаю сейчас: дурдом какой-то! По образованию я - инженер-технолог. Дом, в принципе, построить не мог, но, заканчивая институт, должен был знать все - начинаю от траншеи заливки, заканчивая экономикой и предприятиями... А через месяц уже все забыл!
Но все экзамены действительно сдавал, что называется, по уму. Понимал: если не закончу институт, перестану себя уважать. Я тогда очень хорошо знал математику, чуть хуже - физику. Но этого мне хватало. Приезжал на базу с тубусами - рисовал, чертил... Смеялись, конечно. Ребята в карты играют, а я...
Потом в моей жизни появилась сборная, "Динамо"... Я почувствовал, что становлюсь профессиональным футболистом. Однако, приехав в Киев, поступил в институт физкультуры. Мне было интересно разобраться, что происходит с человеческим организмом. На лекции, правда, не ходил -- это было нереально. Перешел на заочный, но зачеты по-прежнему сдавал. Получал знания. Мне предложили перейти на магистратуру, заняться вопросами психологии спортсменов. Поработав с Лобановским, кое-что для себя подчеркнул. Читал литературу. Одним словом, защитился по теме: "Проблемы эмоциональных воздействий на футболистов". Потом, правда, прочитал, и понял - в нашей стране это никому не надо. Сейчас у всех команд на первом месте - результат. И поэтому, когда предложили идти в аспирантуру, я отказался. Понимал, что к такой работе просто не готов..."
Материал газеты "КОМАНДА"