Александр Шовковский: «Таков удел вратаря: берешь «мертвый» мяч - не помнят, допускаешь оплошность - вспоминают до сих пор»

Голкипер киевского "Динамо" и национальной сборной Украины стал студентом Киевского института журналистики.

- Саша, небось на твое решение связать свое будущее с журналистикой повлияла заметная телевизионная деятельность твоей супруги Власты на канале СТБ?

- Ну, во-первых, мое журналистское будущее пока явно выглядит неопределенно ввиду моего нынешнего профессионального занятия футболом. Как говорится, видно будет. Журналистская же работа моей жены способствовала выбору мною соответствующего вуза лишь косвенно. Я был хорошо знаком с покойным нынче ректором института журналистики Анатолием Москаленко - замечательным человеком. Нередко он летал с нами на еврокубковые матчи. Как правило, мы сидели вместе в самолете. Любил Захарович говорить, что журналистика - древнее самой древней профессии... Интереснейший был собеседник. Одним словом, его я назову своим крестным отцом, если когда-то будет реализован мой новые профессиональный выбор.

- Отныне, надо полагать, Александр Шовковский, проходящий мимо чем-то интересующегося у него репортера, замеченным не будет?

- Бывают разные ситуации, как и мы все - футболисты и журналисты - бываем разными. Но у каждого своя работа - и ее нужно уважать. Общение футболистов с прессой, на мой взгляд, необходимо и игрокам, и журналистам, и, что, может, важнее всего - болельщикам, для которых ведь и существует футбол. Я бы, к примеру, сделал традиционными приглашения на послематчевые пресс-конференции не только тренеров, но и нескольких игроков с обеих сторон, как это практикуется в Западной Европе.

- А что бы ты спросил, будучи журналистом, у динамовцев после игры с "Шахтером"?

- Сложно так сразу сказать - я ведь еще не был в подобной роли. У себя бы, наверное, спросил: можно ли было что-то сделать на 80-й и 83-й минутах, когда в мои ворота влетели два мяча? А вот конкретный ответ вряд ли стану предлагать. Я уже высказывал свое мнение, что неберущихся мячей нет. Многое ведь зависит от ситуации, от вратарской интуиции, от фарта, без которого голкиперу, бывает, просто не обойтись. А что бы я спросил у игроков? Наверное, в моем вопросе прежде всего была бы поддержка команды. По ходу матча "Динамо" ведь заслуживало победы, а не ничейного результата.

- А после матча Лобановским было сказано, что команда выполнила установку на игру - тактически ведь "Динамо" переиграло "Шахтер"?

- В какой-то степени, на мой взгляд, это провокационный вопрос. Не хотелось бы на него отвечать. Скажу лишь, что тренеры остались недовольны нашей игрой.

- В одном из эпизодов матча Лиги чемпионов ты довольно жестко стал выяснять отношения с Дмитрулиным из-за очевидно допущенной им ошибки. Не смог совладать с нервами?

- Обсуждать мне сейчас этот эпизод - значит, как я считаю, допустить некорректность по отношению к Юре. Тем более, что тогда сразу же после игры мы извинились друг перед другом, обнялись и поцеловались. Неважно, вследствие чей ошибки, но с моей стороны это был эмоциональный всплеск, переросший в срыв. Разумеется, подобного на поле не должно происходить. Об этом я потом не раз говорил и сам себе, и партнерам. В таких ситуациях нужна не ссора, а прежде всего дружеская подсказка...

- Что изменилось с уходом Кернозенко и появлением в "Динамо" Ревы?

- Лично для меня ничего не изменилось. Новый человек может привнести в наш коллектив новые эмоции, впечатления, рассказать что-то интересное о работе в своем прежнем клубе. Мое же отношение к своим обязанностям не изменится ни при каких обстоятельствах - пусть даже в "Динамо" пригласят самого известного, лучшего в мире вратаря.

- Вы что-то перенимаете друг у друга?

- Естественно. Я сейчас сужу абстрактно, но когда появляется новый игрок, ты поневоле сравниваешь себя с ним, пытаешься перенять у него его лучшие качества. Это эволюционный процесс, благодаря которому футболист может совершенствоваться и идти дальше в своем развитии. С Ревой мы давно хорошо знакомы и уверены друг в друге.

- С твоей точки зрения, каковы шансы украинской сборной в предстоящей 1 сентября во многом решающей игре с Белоруссией?

- Мы будем настраиваться исключительно на победу - это и есть мой прогноз. Конечно же, у белорусов очень хорошая команда, в которой подобраны высококвалифицированные исполнители, дополняющие в игре друг друга. Нам будет нелегко. Все прекрасно понимают, какая ответственность на данном этапе ложится на каждого игрока. Впрочем, все оставшиеся матчи для нашей сборной решающие. Результат минской игры, естественно, повлияет на итоговое расположение команд в группе.

- Когда перед матчем к вам приезжает руководство - футбольное и не только, это мобилизует или, может, наоборот, отвлекает?

- Мне нравится, когда это происходит регулярно, а не только перед решающими поединками.

- В "Динамо" это происходит регулярно?

- Я бы сказал, что в "Динамо" это поставлено лучше, чем в сборной.

- Что нужно сделать, чтобы нейтрализовать в белорусской сборной твоих партнеров по "Динамо" Белькевича и Хацкевича?

- Интересный вопрос, но он, очевидно, не ко мне.

- К защитникам?

- Сначала к тренерам.

- А можешь охарактеризовать сильные и слабые стороны динамовских белорусов?

- Могу - не первый год ведь вместе играем. Но это будет некорректно по отношению к моим партнерам по "Динамо".

- Как ты относишься к тому, что в последнее время болельщики не слишком адекватно иногда реагируют на твои действия на поле как в сборной, так и в "Динамо"?

- Наболевший уже, я бы сказал, вопрос. Честно говоря, у меня нет большого желания обсуждать эту тему - каждый судит по-своему, исходя из своих личных соображений. К тому же - таков удел вратаря, что любая его ошибка, особенно результативная, привносит негатив в память болельщиков. И, конечно же, никто не вспомнит, что на последней минуте матча Украина - Уэльс при счете 1:1 мне удалось отразить "мертвый" мяч после удара в упор Гиггза. Зато до сих пор мне припоминают мою оплошность, после которой счет стал ничейным. Впрочем, не я первый, не я последний. Другое дело, что не всегда понимаешь это. Порой хочется замкнуться в себе, спрятаться. Одним словом, настроение в такие минуты, а порой и дни бывает не самое радужное...

- Тебя не привлекает опыт Чилаверта или Шмейхеля, которые покидали свои ворота и забивали порой решающие мячи?

- Я тоже, бывало, шел вперед, вот только голы, правда, не забивал. А вообще-то, считаю подобное неоправданным риском. Каждый футболист в зависимости от амплуа должен выполнять то, что ему предписано тренерами.

- А как же универсализация?

- Не знаю, может, и впрямь пройдут годы, и голкиперам наряду с защитой своих ворот будет вменено в обязанность забивать голы.

- А если серьезно, завидуешь иногда форвардам, забивающим голы и купающимся в связи с этим в лучах славы?

- Нет. Я всегда даю себе отчет в том, что я - вратарь со всеми вытекающими отсюда последствиями.

- А пенальти бить не пробовал?

- Лучше я буду пытаться отбивать их.

- Во время тренировок играешь в поле?

- Если тренировка носит восстановительный характер после изнуряющего матча - тогда играю. А вообще, для того, чтобы познать психологию полевого игрока, необязательно выходить из ворот.

- Изменился ли как-то объем работы, который выполняет команда, учитывая жару?

- Тренироваться сейчас, конечно, очень тяжело. Несмотря на то, что основное занятие начинается где-то в 18.00, а на поле мы выходим еще через 15 минут, пот с нас льется уже с первых же минут пребывания на "поляне". Первая же половина дня у нас отдана работе в тренажерном зале.

- Насколько ты согласен с утверждением, что из ворот футбол виден лучше?

- Скажем так, из "рамки" на игру смотришь другими глазами. Картина очень отличается от той, которую видишь с трибуны. У вратаря совсем другой интерес, нежели у простого болельщика. Голкипер мыслями находится на поле, с ребятами, пытается телепатически помочь им. Да и груз ответственности несравнимо выше.

- Опускаются ли у тебя руки после нелепо пропущенного мяча?

- Я всегда играю до конца с отдачей на все 100 процентов, несмотря на то, допустил ошибку или нет. Конечно, на долю секунды расстраиваюсь, но не более - матч-то продолжается.

- Как считаешь, по силам ли сегодняшнему "Динамо" пройти в Лиге Чемпионов дальше, нежели в прошлом году?

- А зачем тогда вообще попадать в Лигу, если боишься не пройти дальше и не веришь в свой успех? Конечно, есть вещи, которые могут тем или иным образом помешать это сделать. Но они могут сопутствовать любой команде. Вспомните, как мы осенью 1997-го "разобрались" с "Барселоной". И это при том, что два предыдущих сезона полностью провалили. Многих ребят одно только название этой знаменитой команды приводило в трепет. Но ничего, мы верили друг в друга, очень сильно хотели победить, и это получилось. Конечно, нельзя не упомянуть и о том, что тогда в "Динамо" были собраны индивидуально сильные игроки, была выбрана правильная тактика и т.д. Кстати, если вы помните, "Барса" полностью владела территориальным преимуществом, но наши слаженные действия в обороне и грамотные в атаке свели его на нет. Сейчас многие клубы знают нашу реальную силу, умеют находить против нас контраргументы. И нам уже посложнее придумывать что-то новое. Четыре года назад нас ведь, по большому счету, никто не знал.

- Сложилось впечатление, что в последнее время тебе легче играется в гостях.

- Это действительно так. А о причинах я говорил несколько раньше.

Інші новини

Титульний партнер
Технічний партнер
Офіційний партнер