Алексей Михайличенко: «Каждый день я должен доказывать, что достоин называться наследником великого тренера»

Алексей Михайличенко: «Каждый день я должен доказывать, что достоин называться наследником великого тренера»

Интервью наставника "Динамо" российской газете "Советский Спорт"

КРУГЛАЯ ДАТА

Алексей Михайличенко — пожалуй, самый титулованный футболист бывшего СССР. Когда-то — игрок новой формации, эдакий Вьейра или Верон своего времени, теперь — наставник киевского «Динамо», наследник Валерия Лобановского. В воскресенье Алексей отметил свое сорокалетие.

ПЛОД УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ

Глядя на современных суперзвезд типа Вьейра, болельщик со стажем непременно вспомнит о рыжеволосом долговязом парне, который не только успевал помогать своим партнерам в обороне, но и принимал активное участие в атаках.

— Трудно сравнивать футболистов разных времен, — говорит Михайличенко. – Но Вьейра мне нравится — своей работоспособностью, умением действовать исключительно в интересах команды. Лишний раз убеждаюсь в правоте Валерия Лобановского, который всегда говорил, что футбол идет по пути универсализации. Кстати, когда я после «Динамо» выступал в Италии и Шотландии, то вынужден был себя ограничивать, замыкаясь в рамках традиционного представления о центральном полузащитнике. В Киеве мне предоставлялись большие свобода и возможности для творчества.

— В киевском «Динамо» вы — с 1980 года. Однако закрепились в основном составе только через шесть лет. Почему не ушли из команды, ведь были предложения?

— Если быть точнее, то я в «Динамо» с 1973 года – пришел в клуб 10-летним мальчишкой. Я вырос в Киеве, никуда не хотел уезжать из родного города. Всерьез задумался над приглашением из московского «Динамо» в 1986 году, даже подписал контракт, но потом развернулся и уехал в Киев.

— 21 ноября 1986 года в матче последнего тура чемпионата СССР вы забили 4 гола в ворота ленинградского «Зенита». Это ваш личный рекорд?

— Да. Тогдашние 5:3 в нашу пользу на табло Республиканского стадиона в Киеве запечатлелись в памяти навсегда. Ни до, ни после этой игры не удавалось в официальных матчах забивать по столько. Во встрече с «Зенитом» Васильич (Валерий Лобановский. – Прим. авт.) доверил мне сыграть на позиции атакующего полузащитника. На поле в тот вечер получалось практически все. Что ни удар, то гол.

— Вас упорно не желали признавать своим лидеры итальянской «Сампдории» – Виалли, Манчини. Они выживали вас из команды?

— Тогда воспринималось все острее, нежели теперь. Да, были у меня определенные проблемы с адаптацией… Лично мне казалось, что я могу горы перевернуть, однако тогдашние лидеры итальянской команды к моей инициативе на поле относились несколько сдержанно…

— Зато обстановка в «Глазго Рейнджерс», судя по всему, пришлась вам по душе. Как считаете, удалось ли стать в шотландском клубе любимцем публики?

— В «Рейнджерс» я ощущал себя так же комфортно, как в киевском «Динамо». И хотя последний раз я был в Шотландии где-то два-три года назад, до сих пор мне в Киев приходят письма от британских болельщиков. Интересуются моим здоровьем, тренерской карьерой. Кое-кто даже присылает вырезки из моих интервью, которые я давал когда-то. Такое внимание не может не радовать. Выходит, не зря я посвятил несколько лет прославленному шотландскому клубу.

— Вы заработали множество трофеев. Какой из них для вас наиболее ценный?

— Каждая победа – это определенный рубеж, шаг вперед. Удивительное дело: мне удавалось выигрывать золото разных чемпионатов, олимпиады, однако в моем активе практически нет индивидуальных призов. Впрочем, я не тщеславен — Лобановский научил меня действовать исключительно в интересах команды.

ФУТБОЛИСТЫ – НЕ МОНАХИ

— Вы олицетворяете собой образ настоящего профессионала. Позволяли ли вы себе когда-нибудь немного расслабиться, выпить спиртного?

— Футболисты – не монахи. Профессионализм состоит не в том, чтобы совершенно отказываться от маленьких мирских радостей. Надо знать, когда и сколько. Лично я знал меру, для меня каждый выход на поле – новое испытание, к которому нужно подходить во всеоружии.

— Смерть Лобановского в киевском «Динамо» ознаменовала конец целой эпохи. Соглашаясь на роль его преемника в клубе, не опасались ли вы, что будете лишь тенью легендарного тренера?

— Прекрасно осознавал всю степень ответственности. Решил рискнуть. Знаю, что от меня требуют только побед. Каждый мой шаг становится предметом обсуждения. Наверное, президенту Украины приходится легче, нежели мне. Каждый день я должен доказывать и себе, и болельщикам, что достоин называться наследником великого тренера.

— Упущенное в самом конце прошлого сезона золото чемпионата Украины, ускользнувшая в последний момент путевка во второй групповой этап Лиги чемпионов, отставание от «Шахтера» в нынешнем первенстве… Эти относительные неудачи выбивают из колеи Михайличенко?

— От ошибок не застрахован. Проигрывать тоже надо уметь. Тем более что я не пытаюсь слепо следовать заветам Лобановского, стремлюсь внести в команду что-то свое. Руководство клуба прекрасно понимает это и старается мне помочь.

— Алексей Александрович, вы всю жизнь посвятили любимой игре, вот и теперь редко бываете дома. Не хочется ли иногда бросить все и просто отдохнуть?

— Я дышу футболом и не представляю себе иную жизнь. Надеялся, что мой сын Алексей пойдет по стопам отца и станет футболистом… Но он выбрал другое направление. Сейчас учится на пятом курсе Лондонского университета.

Моя жена Инна как никто другой понимает меня, знает, насколько важны для меня футбол и киевское «Динамо». Мы уже двадцать лет вместе, а знакомы с 13 лет, жили в одном доме. Она прошла со мной путь от игрока дубля до тренера киевского «Динамо».

— Удавалось ли вам когда-нибудь поражать ворота соперников в день рождения?

— Что-то не припомню такого. Зато точно знаю, что еще ни разу не встречал этот праздник дома. То игры, то сборы… Как правило, встречаю очередную годовщину со своим друзьями, коими никогда обделен не был. Беседуем за жизнь, вспоминаем былое. А затем — снова окунаюсь в футбол с головой.

НАША СПРАВКА

Алексей МИХАЙЛИЧЕНКО

Родился 30 марта 1963 года. Заслуженный мастер спорта СССР. 1981—1990 — «Динамо» (Киев), 1990—1991 — «Сампдория» (Италия), 1991—1996 — «Глазго Рейнджерс» (Шотландия). В чемпионатах СССР — 137 матчей, 39 голов. Олимпийский чемпион — 1988, вице-чемпион Европы — 1988. Лучший футболист СССР 1988 года. Чемпион СССР — 1985, 1986, 1990. Обладатель Кубка СССР 1985, 1987, 1990. Обладатель Кубка кубков — 1986. Чемпион Италии-1991, чемпион Шотландии — 1992—1996. В сборной СССР/СНГ — 41 матч, 9 голов. В олимпийской сборной СССР — 14 матчей, 7 голов.

Тренер «Динамо» (Киев) — с 1997 года, главный тренер — с 14 июня 2002 года.

ДОСЛОВНО

— Вы, наверное, думаете, что когда я играл в Шотландии, то пил исключительно виски. Не поверите, но за пять лет, которые я провел в этой стране, так ни разу и не попробовал национальный напиток. Снимал напряжение после игр одним-двумя бокалами пива. А вот когда вернулся в Киев, то тут-то виски для себя и открыл.

ЛЮБОПЫТНО

Михайличенко за свою карьеру перенес по две операции на каждом колене, не считая мелких повреждений. А в 1990 году за три недели до отъезда сборной СССР в Италию на чемпионат мира в товарищеском матче со сборной Израиля неудачно упал на руку и сломал ключицу. Так сборная СССР лишилась ключевого игрока, и не сбылась мечта Алексея принять участие в мировом первенстве.

Игорь Пастушенко (Советский спорт)

Інші новини

Титульний партнер
Технічний партнер
Офіційний партнер