Теперь об этом можно говорить определенно: шумиха вокруг претензий к футбольному клубу «Динамо» (Киев) не является инициативой отдельных граждан или общественных организаций. Собственно, и раньше, когда неподтвержденные подозрения в адрес руководства клуба выдвигали то оффшорная фирма, зарегистрированная на заморских островах, то малоизвестная общественная организация «участников революции», то отдельные представители правительства, сомнений в том, что это надолго, не было. Слишком уж старательно подхватывался и раздувался каждый антидинамовский чих в части отечественных средств массовой информации. Когда же состоялась внеочередная отчетно-выборная конференция физкультурно- спортивного общества «Динамо», последние сомнения отпали окончательно.
Уровень конференции был невиданно высоким. Сам министр внутренних дел Юрий Луценко, никогда раньше в интересе к спорту не замеченный, пришел на конференцию и в присущем ему стиле снял все вопросы. Не состояние динамовского спорта в стране интересовало министра, не физическая подготовка его подчиненных в рамках физкультурно-спортивного общества «Динамо», хотя проблем с этим у общества, понятное дело, хватает. Не особенно смущаясь открытостью своих замыслов, глава МВД направил ход конференции в нужное русло: стал подвергать сомнению законность условий, на которых ФСО «Динамо» вошло в состав Закрытого акционерного общества «Футбольный клуб «Динамо» (Киев)».
Оставим в стороне не всегда корректную игру цифрами, которую в последнее время усиленно тиражируют недоброжелатели ФК «Динамо». Другое интересно: переданные более десяти лет назад футбольному клубу в качестве взноса спортивные сооружения никто не украл, не разрушил и не превратил в дачи или казино. Наоборот: тренировочные базы в Конче-Заспе и на Нивках и сам стадион «Динамо» неузнаваемо изменились. В случае с тренировочными базами можно говорить о заново построенных современных сооружениях для спортсменов, равных которым никто в радиусе ста километров от столицы не только не построил, но даже и не запланировал.
Казалось бы, радоваться надо руководителям МВД, что спортивные сооружения в смутные времена были не разрушены и растащены, а наоборот, что тысячи мальчишек занимаются футболом в прекрасных условиях, что главная команда клуба входит в число лучших команд Европы, прославляя нашу страну.
Но не за этим пришел на конференцию общества «Динамо» новый министр внутренних дел. С присущей ему уверенной подозрительностью Юрий Луценко высказал тревогу по поводу того, что спортивные объекты достались футбольному клубу слишком, по его мнению, дешево. И что неплохо было бы все это дело пересмотреть и по возможности отобрать назад. Особенно обидно было министру за плавательный бассейн «Динамо», с особым цинизмом закатанный футбольным клубом в асфальт. Не обошлось без цифр и сумм, долженствовавших подтвердить несправедливость передачи стадиона и тренировочных баз футбольному клубу.
Апогеем же конференции стало заочное избрание руководителем общества «Динамо» госсекретаря Александра Зинченко и введение в президиум ФСО новых людей, в числе которых оказался боксер-профессионал Виталий Кличко, также на конференции не присутствовавший.
Узнав о своем избрании, находившийся в тот день далеко от Киева госсекретарь Зинченко вряд ли бросился назавтра вникать в дела общества «Динамо». Слишком уж хлопотное это дело — разобраться в деятельности многотысячной структуры, функционирование которой в условиях рыночной экономики вызывает огромное количество настоящих, а не принесенных политической конъюнктурой вопросов. Ведь, кроме объектов, ставших частью футбольного клуба «Динамо», у спортобщества есть огромнейшее хозяйство по всей стране. Хозяйство это никто не перестраивал и не превращал в базы мирового уровня. В лучшем случае сохранилось то, что было во времена Брежнева-Щербицкого. В худшем...
Интересующиеся могут сходить на столичный стадион ЦСКА, принадлежащий военному спортивному обществу. Стадион этот, в отличие от динамовского, не стал частью акционерного общества. Аварийные трибуны с частично отсутствующими скамейками, раздевалки, куда страшно войти, футбольное поле, на котором трава растет с большим трудом… Новый министр обороны Гриценко почему-то не интересуется так остро судьбой армейского спорта и спортсооружений, не проникается проблемами футбольного клуба ЦСКА, игравшего несколько лет назад в Кубке УЕФА, а теперь влачащего скромное существование во второстепенной футбольной лиге.
Кстати, ЦСКА тогда играл международные матчи на стадионе «Динамо», потому что единственным стадионом в столице, кроме «Олимпийского», где можно проводить международные матчи, является именно стадион «Динамо», а все прочие спортивные арены не отвечают даже элементарным требованиям. Знает ли об этом министр внутренних дел Луценко, так горько сокрушающийся по поводу судьбы динамовской арены? Знает ли новоиспеченный правоохранитель, что сохранение расположенного на территории стадиона открытого плавательного бассейна с подогревом воды зимой в условиях рынка, когда тепло стоит денег, равносильно сжиганию купюр на открытом воздухе? Мог бы поинтересоваться господин министр, много ли осталось в Киеве закрытых бассейнов и сколько стоит в них поплавать? А потом бы скорбел о бассейне, «закатанном в асфальт» зловредным футбольным клубом.
В наше время, когда политиков вызывают на допрос через выпуски новостей, а мясу на базаре безуспешно приказывают подешеветь, возможно всякое. Не исключено, что общество «Динамо», возглавленное Александром Зинченко, таки решит, что слишком дешево отдало футбольному клубу стадион и тренировочные базы. Что тогда? Будут отбирать?
Даже если оценивать переданные в начале девяностых годов объекты по спекулятивной цене старых квартир в центре Киева, все равно эта цена будет на несколько порядков меньше, чем средства, вложенные футбольным клубом в реконструкцию старых сооружений и строительство новых. Готово ли общество «Динамо» выкупить у футбольного клуба все то, что было построено? Если готово, то откуда деньги, которых у ФСО «Динамо» едва хватает на скромную зарплату тренерам и поддержание старой инфраструктуры?
Вряд ли думали об этом охваченные антидинамовской лихорадкой политики. Их можно понять. Лучший футбольный клуб страны всех времен, клуб, за который болеют миллионы украинцев, продолжает оставаться под контролем недружественных, по их мнению, политических сил. Воспоминания о том, как десятки тысяч участников оранжевой революции уходили с Майдана на стадион, чтобы болеть за «Динамо», не дают, видно некоторым «вождям» спокойно спать. Раздражают. Отсюда и желание во что бы то ни стало «уесть» футбольный клуб «Динамо», не так — значит иначе, не всегда задумываясь о последствиях.
В цивилизованной Европе, стремление в которую усиленно демонстрирует новая власть, футбол имеет статус очень серьезного общественного явления. Представить современную Европу, да и весь современный мир без футбола уже невозможно. Футболку с фамилией Зидан, Бекхем или Шевченко на спине можно сегодня купить в любой стране — от Японии до Чили. Язык футбола стал языком всемирного общения XXI столетия. В этом языке есть и наше слово — «Динамо» (Киев).
Кому это мешает? Если давление на «Динамо» будет продолжаться каждый раз на новом уровне, а привлечение господ Луценко и Зинченко свидетельствует именно об этом, — что скажет о нас цивилизованный мир? Или нам все равно? Пусть лучше никакого футбола, чем «вражеский»? А «вражеский» ли?
Даже самый яростный недоброжелатель нынешнего руководства футбольного клуба «Динамо» не найдет, поостыв, ни одного повода для политических обвинений. Ни перед президентскими выборами, ни в ходе выборов, ни во время массовых протестов в столице футбольный клуб «Динамо» ни разу не выступил публично на стороне того или другого кандидата. Стадион «Динамо» имени Валерия Лобановского все это время оставался территорией спорта, на которой не было никакой агитации, где не проходило ни одного политического мероприятия. На динамовской базе в Конче-Заспе готовилась и продолжает готовиться национальная сборная Украины, которая как никогда близка к участию в финальном турнире мирового первенства. Федерация футбола Украины во главе с Григорием Суркисом, первым руководителем ЗАТ ФК «Динамо», вместе с правительством работают над тем, чтобы нашей стране доверили провести футбольный чемпионат Европы.
Список аргументов в пользу сотрудничества, а не противостояния футбольного клуба «Динамо» и представителей власти можно продолжать. Но и так понятно, что работать вместе на общее благо — путь намного более перспективный. В отличие от попыток продолжать охоту на «Динамо» всеми способами, доступными интеллекту динамовских недоброжелателей. Ведь, кроме негативных эмоций, продолжающаяся в разной форме травля футбольного клуба «Динамо» вызывает и оптимизм. Если делаются новые попытки «атаковать» футбольный клуб, — это значит, что предыдущие попытки оказались неудачными.
Футбольный клуб продолжает работать в обычном режиме. Команда «Динамо» борется за золотые медали чемпионата и готовится к финальному матчу на Кубок страны. На клубном стадионе вовсю идет строительство нового футбольного газона, равных которому не только в Киеве, но и в Украине еще не было. Есть много других планов. Кому это мешает? Если никому, то не лучше ли прекратить охоту на «Динамо» и начать дружить? Только честно.
Николай НЕСЕНЮК, "ДЕНЬ"