На Новый год и рождество мировой футбол отдыхает. Исключением становятся разве что Британские острова да арабские страны с Японией. В этом году к ним примкнула и Украина. Правда, наша родина была богата прежде всего околофутбольными событиями. Дело Сычева, дело Ващука! И в первом, и во втором случае замешанными оказались два великих клуба Украины и России - киевское "Динамо" и московский "Спартак". Троеточие в деле Сычева мы поставили в последнем номере ушедшего года, делу Ващука будет посвящена определенный кусок номера этого.
Дело это не менее громкое, хотя и затронуто здесь только два клуба двух стран, а не три трех, как у Сычева. Тем не менее, налицо факт попытки перехода КАПИТАНА киевского "Динамо", вице-капитана сборной Украины и коренного киевлянина в стан самого непримиримого соперника "бело-голубых". Попытки, скажем так, не совсем корректной. Более того, несмотря на масштабность давешних противоречий и разборок Киева с Москвой, наверное, самой скандальной в истории нашего футбола.
Москва традиционно именно в Киеве видела главного противника (что уж говорить о Киеве! Да с 1654 года!). А с тех пор, как наше "Динамо" впервые увезло титул чемпиона Союза из столицы - противника в квадрате. А потому и врезались в память детективные похищения (я даже не знаю, как это назвать иначе) киевлянами из-под носа Москвы Виктора Колотова, а москвичами из-под носа "Динамо" - Игоря Добровольского и Андрея Пятницкого. Однако это примеры из несколько иной оперы.
Нынешний случай оказался настолько резонансным, что многие поспешили назвать его первым случаем в истории, когда динамовец Киева напрямую перешел в "Спартак". Ну, во-первых, еще не перешел. А, во-вторых, случай не первый. Хотя их было не так уж много. Не так давно, полтора года назад, рассказывая об Александре Филимонове, "Футбол" давал список сменивших ДК на "Спартак" и наоборот. Наверное, есть смысл его повторить и немного дополнить.
Первопроходцы
Итак, первым Киев на "Спартак" променял Павел Денисович Корнилов. Уроженец России, он в детстве переехал на Украину и там же начал играть в футбол. После нескольких лет выступлений в "Динамо" днепропетровском и одесском он оказался в "Динамо" киевском, откуда и попал в "Спартак". Произошло это в августе 1938 года. С Корниловым "Спартак" стал чемпионом в 1938 (9 матчей, 9 голов) и 1939 годах (23 матча, 12 голов) и в те же годы выиграл Кубок СССР (в 1938-м без помощи Павла Денисовича, а в 1939-м тот сыграл все 6 матчей и забил в них два мяча).
После этого долгое время киевляне не могли приглянуться московскому "Спартаку". Зато обратных примеров мы имеем вдоволь. Перед сезоном 1954 года в Киев переехал коренной москвич Виктор Васильевич Терентьев, успешно поигравший, а затем и тренировавший (вторым, а одно время и старшим тренером, правда, без особых успехов и недолго) киевское "Динамо". Между прочим, это тот самый Терентьев, кто забил первый мяч в ворота ереванского "Спартака" в финале Кубка СССР 1954 года и немало способствовал завоеванию первого серьезного трофея в истории киевского "Динамо". В том розыгрыше Терентьев сыграл все пять встреч, но забил единственный мяч - тот самый, финальный после прострел Михал Михалыча Комана (сам Михаил Михайлович стал автором победного мяча - 2:1). В чемпионатах же СССР Терентьев сыграл за "Динамо" 67 матчей из 90-та и забил в них 18 голов.
Идем дальше. Через два года после Терентьева из "Спартака" В "Динамо" перешел еще один нападающий и еще один коренной москвич - Сергей Александрович Коршунов. Увы, в Киеве, в отличие от партнера, он не заиграл и после двух не очень успешных сезонов 1956 и 1957 годов (26 игр, 8 голов) уехал в запорожский "Металлург".
Анатолий Андреевич Сучков - тоже коренной москвич. Левый защитник "Спартака" перешел в "Динамо" и связал с Киевом большую часть жизни. Переход состоялся весной 1959 года, в самом начале сезона 1959 года. Сучков из той самой, первой чемпионской динамовской команды образца 1961 года. 108 матчей, 0 голов, но защитники в те годы, говорят, вперед ходили крайне редко - у них и без того проблем было достаточно. Закончив играть в 1964 году (1 матч), Анатолий Андреевич поработал в динамовской школе и после непродолжительного пребывания в должности начальника харьковского "Металлиста" вернулся в Киев, где возглавил службу селекции "Динамо". Фактически вся звездная команда 1986 года - его рук, глаз и ума дело! Бессонов, Демьяненко, Евтушенко, Баль, Рац, Балтача появились в команде во многом благодаря именно бывшему спартаковцу.
К сожалению (а, может, и к счастью!), ничего не вышло в Киеве у Бориса Давидовича Разинского. Он долго защищал ворота столичных армейцев, затем с полгода просидел под Валентином Ивакиным в "Спартаке". Никто не сомневался, что именно ему суждено стать преемником знаменитого стража ворот "Спартака", чья карьера близилась к завершению. Однако Разинский предпочел не ждать еще год, а рванул в Киев, где завершал карьеру легендарный Олег Макаров. Увы для Бориса Давидовича, в то же время в "Динамо" пригласили молодого и очень перспективного Виктора Банникова, и прогресс юного таланта оказался настолько стремительным, что Разинский уступил ему место в воротах. После сезона 1962 года (18 матчей) Борис Давидович отбыл в Южную Пальмиру, в "Черноморец".
А наиболее показательный пример дружбы между "Динамо" и "Спартаком" другой вратарь - Александр Владимирович Прохоров. Два раза он переходил из киевского "Динамо" в "Спартак" и один раз проследовал в обратном направлении! Между прочим, после второго пришествия в Белокаменную Прохорова избрали (или назначили?) капитаном команды!
От любви...
Слова о дружбе между "Спартаком" и "Динамо" неслучайно остались незакавыченными. Ни один из этих переходов не вызвал ажиотажа. И немудрено! И на заре советского футбола, и в 50-60-е годы "Спартак" был, пожалуй, самым любимым московским клубом у болельщиков "Динамо". Здесь не возникала внутриведомственная неприязнь, как с динамовцами Москвы, не было "армейских" разборок за футболистов, как с ЦСКА и его производными (ЦДКА, ЦДСА, ЦСК МО). И играли со "Спартаком" удачнее, чем с "Торпедо" (однажды, в 1963 году, заняв более высокое место в турнирной таблице по сравнению с автозаводцами, динамовцы ухитрились попасть "Торпедо" 1:7!). Именно в "Спартаке" поклонники "Динамо" видели команду, которая могла подставить ножку ненавистным тогда динамовцам или армейцам. Да и в разборке с "Торпедо" в первом нашем чемпионском году - 1961-м - "Спартак" здорово помог "Динамо", одержав в финальной пульке две очень сложные и очень важные победы над автозаводцами с минимальным счетом - 4:3 и 3:2.
Первый намек на раздор приключился в 1958 году. Динамовцы опротестовали игру, состоявшуюся 15 августа, в которой "Спартак" победил 3:2. Мотив сейчас выглядит смешным, но тогда оказался веской причиной для аннулирования результата - судья якобы увеличил время матча на девять (!) секунд, вследствие чего "Спартак" провел победный гол. Похоже, что дружественное столичное ведомство в лице московского "Динамо" сильно постаралось, чтобы "Спартак" лишился двух очков. Ведь без учета игры с киевлянами получалось, что московское "Динамо" финишировало с 31-м очком в активе, а у "Спартака" имелось всего 30. А для киевлян это матч не решал ничего - 8-е место и точка!
Переигровку спартаковцы выиграли с тем же счетом, причем опять уступали по ходу встречи. И стали чемпионами!
Спартак - Динамо - 3:2
8 ноября. Москва. ЦС им. Ленина. 100 000
Судья: Саар (Таллинн)
"С": Ивакин, Парамонов, Масленкин, Солдатов, Чистяков, Нетто, Мозер, Исаев, Симонян (Лобутев), Сальников, Ильин
"Д": Макаров, Ерохин, Голубев, Онисько, Войнов, Фефлов, Каневский, Сорокин, Голодец, Коман, Фомин (Диковец)
Голы: Сальников (24, 83), Голодец (45), Коман (53), Ильин (75)
Следующие динамовско-спартаковские разборки пришлись на 1968 год. Теперь уже борьбу за союзное чемпионство вели и те, и другие. Тогда сильнее оказались динамовцы: и в очных матчах - 3:3, 1:0, и в итоге. Но уже в следующем году команды поменялись местами. "Спартак" выиграл у "Динамо" и в Москве - 2:1, и в Киеве - 1:0 и прервал трехлетнюю гегемонию "Динамо".
Турнирная диспозиция соперников выглядела следующим образом: на втором этапе чемпионата, где в зачет шли 26 матчей - это была 24-я игра для "Спартака" и 22-я для "Динамо", при этом киевляне имели 7 потерянных очков, а москвичи 8. Единственный в матче гол состоялся благодаря индивидуальному проходу Осянина из середины поля до угла вратарской. Спартаковскому форварду удалось переиграть нескольких соперников (причем Круликовского - дважды), пройдя последний защитный рубеж в виде Соснихина, Осянин ложным замахом показал, что собирается поразить ближний угол, а отправил мяч в дальний.
Что после этого началось! Динамовцы сидели на воротах "Спартака" практически все оставшееся время. Но Кавазашвили в рамке творил чудеса. Пожалуй, это был лучший матч в карьере голкипера. Чего стоят только два мертвых мяча, вытащенные из разных девяток, после знаменитых "дуги Серебряникова" со штрафных. А еще были удары Мунтяна и Бышовца в упор.
Говорят, что именно этот матч и стал первопричиной возвращения Кавазашвили в сборную Союза, который на чемпионат мира в Мексику поехал основным голкипером. Анзор Кавазашвили признался, что нашел противоядие ударам Серебряникова со штрафных. Он требовал, чтобы игроки, стоявшие в стенке, широко раздвигали ноги, дабы он в щель мог видеть момент удара!
Динамо - Спартак - 0:1
30 октября. Киев. ЦС. 100 000
Судья: Хярмс (Таллинн)
"Д": Рудаков, Медвидь, Соснихин, Левченко, Сабо, Круликовский, Мунтян, Пузач, Бышовец, Серебряников, Хмельницкий
"С": Кавазашвили, Логофет, Иванов, Ловчев, Киселев, Абрамов, Калинов, Хусаинов, Осянин, Папаев, Князев (Рожков, 46)
Гол: Осянин (20)
Но решающим в расторжении дружеских отношений стал 1976 год. Напомним, что в этом году из-за участия нашей сборной на Олимпиаде в Монреале состоялось как бы два отдельных чемпионата СССР - весенний и осенний. Последний определял и представительство в еврокубках, и те две команды, которым суждено покинуть высшую лигу. В последнем туре динамовцы играли со "Спартаком". К тому времени они уже никак не могли обогнать московское "Торпедо" и подняться на первое место. В то же время нельзя говорить, что им было равнозначно, что побеждать, что проигрывать. В случае поражения, например, "Динамо" вообще вылетало из тройки призеров. "Спартаку" же очки были нужны как воздух, чтобы избежать первого в его истории расставания с высшей лигой. Правда, был, как выяснилось, устраивающий всех расклад. В случае ничьей "Динамо" оставалось вторым, а "Спартак" цеплялся за спасительное 14-е место (на самом деле даже на 11-е поднимался, поскольку команды с 10-го места по 14-е имели одинаковое количество очков) и оставался в высшей лиге. А покидал ее в таком случае ереванский "Арарат".
Киевляне быстро повели в счете после мощного удара Буряка со штрафного под перекладину. Москвичи отыгрались благодаря ошибке Рудакова, решившего сыграть за пределами штрафной. Мяч голкипер выбил, аплодисменты сорвал, но возвратиться в ворота не успел - удар Пилипко пришелся в перекладину, а Гладилина - в цель. И только в середине второго тайма Колотов роскошным ударом со штрафного метров с 25-ти поразил верхний угол ворот. Точку же поставил Слободян. Владющенков отбил очередной штрафной Буряка, Колотов на добивании угодил в спартаковского кипера, а нынешний главный тренер "Оболони" добил отскочивший мяч в сетку. Тем не менее, у "Спартака" оставался шанс сохранить прописку в высшей лиге. Для этого требовалось, чтобы "Арарат" не выиграл у "Торпедо" в матче, который игрался на следующий день. Но спартаковские земляки, обеспечившие себе к тому времени чемпионское звание, безропотно уступили в Ереване.
Динамо - Спартак - 3:1
12 ноября. Киев. ЦС. 25 000
Судья: А. Иванов (Ленинград)
"Д": Рудаков, Буряк, Матвиенко (С. Кузнецов, 85), Фоменко, Решко, Трошкин, Мунтян, Онищенко, Колотов, Бережной (Слободян, 55), Блохин
"С": Владющенков, Самохин, Бондарев, Вл. Букиевский, Кокорев, Ловчев, Мурашкинцев (Смирнов, 76), Пилипко, Гладилин, Папаев, Булгаков
Голы: Буряк (4), Гладилин (20), Колотов (67), Слободян (76)
Предупреждены: Онищенко - Папаев
С тех пор в Союзе не было более принципиальных соперников, чем киевское "Динамо" и московский "Спартак"! Причем инициатива вражды пошла именно из Москвы. А "Спартак" с "Динамо" еще не раз играли друг с другом важные поединки. Увы, самый-самый из них оказался за москвичами. В 1989 году именно победа в Лужниках над "Динамо" в предпоследнем туре обеспечила "Спартаку" чемпионское золото. А ведь как здорово сложилось начало для Киева! Ведь уже на 3-й минуте после длинного паса Геннадия Литовченко Олег Протасов открыл счет! Но в самом начале второго правый хав "Спартака" Евгений Кузнецов диагональным ударом восстановил равновесие, а победу эту на последней минуте матча принес точный удар Валерия Шмарова со штрафного. Не будь же этого "золотого" удара, и бабка надвое сказала, чем бы всё закончилось. В случае ничейного исхода, "Спартак" опережал бы "Днепр" на два очка, но играть ему предстояло в Вильнюсе, а мы прекрасно знаем, насколько принципиально для "Жальгириса" в последние годы существования Советского Союза было обыграть московский клуб. И тем более перекрыть ему путь к золотым медалям.
Спартак - Динамо - 2:1
23 октября. Москва. "Лужники". 60 000
Судья: Шароян
"Спартак": Черчесов, Базулев, Кульков (Мостовой, 46), Морозов, Поздняков, Шалимов, Е.Кузнецов, Пасулько, Шмаров, Черенков, Родионов
"Динамо": Чанов, Бессонов, Заяц, О.Кузнецов, Шматоваленко, Лужный, Михайличенко, Литовченко, Саленко (Рац, 52), Протасов, Яремчук (Яковенко, 76)
Голы: Протасов (3), Е.Кузнецов (52), Шмаров (90)
Предупреждены: Михайличенко, Поздняков
Можно, конечно, сюда приплюсовать и лигочемпионовские разборки, когда волею жребия "Динамо" и "Спартак" оказалась в одной группе вместе с ПСЖ и "Баварией", но не будем. Хотя бы потому, что в результате, разойдясь миром друг с другом (хотя киевские 3:2 после 0:2 и незабитого Михайленко пенальти до сих пор греют душу, может, даже как никакая другая победа "Динамо" на НСК "Олимпийском"), и те, и другие в четвертьфинал не прошли.
И много еще поединков между "Динамо" и "Спартаком" навсегда останутся в памяти. Это и позорные 1:4 в Киеве в том же 1989 году, но и 3:1 в Москве в году 90-м (причем "Спартак" вел!). Это и незабываемый кубковый матч 1986 года, когда игровое время завершилось 3:3, а пенальти, увы, лучше пробили спартаковцы. Это и удивительный матч в Киеве в 1988 году, когда по моментам счет был где-то 25:1 в пользу "Динамо", а выиграл "Спартак" - 2:1 (Лобановский после той игры угодил в реанимацию с сердечным приступом - накануне чемпионата Европы!)! Жидков привез оба мяча... Это и бенефис Беланова на переполненном 100-тысячнике в 1985 году (2:0 "Динамо" выиграло) в матче, с которого и началось возрождение "Динамо". Или 1981 год, когда киевляне дважды обыграли "Спартак" 2:0 и 2:1, причем последняя победа в Москве фактически поставила все точки над i в вопросе о чемпионстве. Но в том году "Динамо" и "Спартак" разделили 7 очков, а в 1985-м...
Первый матч мы уже вспомнили. Вспомним и второй. Игрался ведь он 19 октября в Москве, то есть снова в самом конце сезона. Киев выиграл - 2:1, и в итоговой таблице команды разделили только два очка (в ранге чемпиона динамовцы проиграли оба оставшихся матча - тбилисскому "Динамо" и кутаисскому "Торпедо"). Да, было что вспомнить, и искренне жалеешь, что теперь эти команды играют по большим праздникам, да и то в "сарае"!
...до ненависти
Но не футболисты и не люди футбола породили антипатию между "Спартаком" и киевским "Динамо". Отношения вне поля между спартаковцами и динамовцами оставались самыми что ни есть прекрасными. А вражда пошла исключительно от людей, вокруг футбола вращающихся. И в первую очередь от журналистов. Они стали накалять страсти, не стерпев пощечины, влепленной "народной команде". Журналистов поддержали болельщики. А спартаковские болельщики традиционно считались агрессивными и боевыми. Евгений Евтушенко в своем романе "Не умирай прежде смерти" вспоминал историю, когда инвалиды-болельщики "Спартака" клюшками отметелили пятерых здоровяков-хоккеистов за то, что они решили променять "Спартак" на ВВС, которых курировал Василий Сталин - сын Иосифа Виссарионовича. Пару раз по хребту досталось и самому Василию. Хоть Иосиф Виссарионович и не поддерживал хоккейно-футбольных пристрастий сына, в обиду отпрыска не дал и волевым решением все московские инвалиды были выдворены на 101-й километр.
Наверное, за эту агрессивность и за манеру использовать в драках свое численное превосходство и недолюбливали в Союзе фанатов "Спартака". И в восьмидесятые годы всю эту скопившуюся неприязнь к "Спартаку" олицетворяли собой фанаты киевского "Динамо". Каждый визит москвичей в Киев и, соответственно, каждый визит киевлян в Москву заканчивался хорошим мордобоем, разбитыми вагонами и другими эксцессами. И каждая такая разборка только увеличивала ненависть друг к другу. Плюс комплекс столицы, младшего брата и старшего и так далее. Обычное, в общем-то, явление...
Конечно, с распадом Советского Союза и редкими встречами динамовцев и спартаковцев на футбольном поле эта нелюбовь малость улеглась. Но неокончательно! И сейчас, что ни говори, в Киеве очень многие, воспитывавшиеся в духе динамовско-спартаковского антагонизма, желают "красно-белым" глобальной неудачи на всех фронтах, а фанаты "Спартака" постоянно держат кулаки за соперников "Динамо".
И всё-таки о любви...
И вот в самый пик этих разборок, этой ненависти, неоднократно доводилось слышать и читать о том, что динамовцы хотели заполучить того или иного спартаковца, а те, в свою очередь, некоторых киевлян.
Леонида Буряка, который с обидой в сердце уходил из "Динамо" в 1984-м, настойчиво звал к себе московский "Спартак". Тем не менее, в первую очередь по причине "теплых" отношений между клубами Леонид Иосифович предпочел "Спартаку" "Торпедо". И был забросан "благодарными" динамовскими болельщиками снежками, когда по приезду в Киев его "Торпедо" обыграло "Динамо" 2:1.
Вагиз Хидиятуллин признал в своем интервью, что и он, и куда более символичный для "Спартака" Федя Черенков мечтали и не раз говорили друг другу о том, что хотели бы играть в "Динамо" у интеллигентного Лобановского, а не у деспотичного Бескова.
Стоило динамовцам Киева провалить тот или иной сезон, как тут же в кулуарах начинались разговоры о том, что в Киеве грядет чистка и многих динамовцев хочет "Спартак". Назывались фамилии Раца, Заварова, но...
Мне же история Ващука больше напоминает ситуацию с Сергеем Юраном в 1991 году. Напомним, Сергей (тоже, кстати, находка Сучкова) считался самым талантливым нападающим "Динамо" со времен Блохина. Серьезнейшая травма, тяжелый характер существенно отложили его дебют в динамовской основе. Но когда он дебютировал (а дебют тот фактически совпал с отъездом за границу Валерия Васильевича и многих ведущих игроков "Динамо", в том числе и Олега Протасова, чье место Юран и занял), сразу стал кумиром фанов. И вот, обидевшись по какой-то причине на Киев, Юран пригрозил, что перейдет... в "Спартак"! Конечно, конец ХХ века с точки зрения профессионализма нашего футбола в западном понимании - это отнюдь не начало века ХХI-го. Юран в "Спартак" не перешел (точнее перешел, но потом, транзитом). Немного погодя он отправился в "Бенфику", но покидал он Киев не под аплодисменты, а под свист фанатов. И даже сейчас, спустя многие годы сердца многих динамовских поклонников по-прежнему черствы к фамилии Юран.
Сижу и думаю над концовкой. А может, она и не нужна? Каждый из нас ведь вправе определить свое отношение по данному вопросу. Без подсказок извне. Тем более, как уже писалось выше, именно пресса, похоже, и породила это самое непримиримое в союзные времена - динамовско-спартаковское противостояние.
Андрей ШАХОВ
Еженедельник "ФУТБОЛ"