Ничья "Динамо" в растянувшемся из-за непогоды на два дня поединке чемпионата Украины с "Ильичевцем" стала последней каплей, переполнившей чашу терпения президента киевского клуба Игоря Суркиса. Всю ночь с понедельника на вторник он не сомкнул глаз, размышляя над истоками кризиса, в результате которого команда впервые за последние девять лет не попала в групповой турнир Лиги чемпионов. А под утро позвонил Анатолию Демьяненко, который занимал должность помощника главного тренера на протяжении 12 лет - при Валерии Лобановском, Йожефе Сабо, Алексее Михайличенко, Леониде Буряке, - и предложил взять на себя руководство командой.
Буряк об отставке узнал едва ли не последним: после игры в понедельник он не только не позвонил, как было заведено, Суркису, чтобы обсудить подробности матча, но и отключил мобильный телефон. Весть о необходимости передать дела преемнику сообщил теперь уже бывшему тренеру вице-президент "Динамо" Сабо.
Игорь Суркис, которому корреспондент "СЭ" дозвонился вчера в Монако, сказал:
- В сложившейся ситуации отставка Буряка была лучшим выходом - и для клуба, и для него. Далек от мысли винить бывшего главного тренера во всех неудачах. Более того, не исключаю, что он еще будет полезен нашему клубу - пока, правда, не могу сказать, в какой должности. Буряк, принимая предложение возглавить команду, отлично знал: задача номер один - вывести "Динамо" в групповой турнир Лиги чемпионов, от чего напрямую зависит продолжительность его работы.
- В чем вы видите основные причины провала?
- Многим людям, в том числе мне как президенту надо иметь смелость разделить с тренером всю полноту ответственности за результаты в Лиге чемпионов и национальном первенстве. Рассчитывал, что неудача на европейской арене Буряка только закалит, и уже в матче с "Ильичевцем" команда покажет намного более уверенную игру. Знаете, что сделал бы Лобановский, окажись "Динамо" при нем в таком положении? Судить могу совершенно точно, поскольку в последние годы жизни мэтра был рядом с ним почти постоянно. Перед очередным поединком он наверняка вызвал бы "на ковер" тех футболистов, что участвовали в провальном матче, и сказал бы всего одну фразу: "Идите на поле и докажите, что та неудача была лишь случайностью!" Будьте уверены: после этих слов игроки перепахали бы поле вдоль и поперек.
Буряку же, как мне показалось, не удалось сплотить команду даже во встрече с "Ильичевцем". Вышло так, что за месяц, минувший со старта сезона, "Динамо" проиграло все, что только можно. Вылетели из Лиги чемпионов, отстаем после пяти туров от "Шахтера" в чемпионате на четыре очка. Раньше у нас, конечно, бывали неудачи, но поражений на всех фронтах одновременно не случалось никогда. Какое-то время я полагал, что Буряк еще сможет переломить ситуацию, но теперь кредит доверия исчерпался до дна. А значит, необходимо было что-то менять.
- Вероятно, назначением Демьяненко перемены не ограничатся?
- Прежде всего мы постараемся уйти от стереотипов, с которыми жили все эти годы. Лобановский был, несомненно, великим тренером, но всякая копия, пусть даже самая близкая к оригиналу, всегда останется копией. После ухода из жизни Валерия Васильевича мы постоянно сверяли с величиной его таланта и принятыми при нем методами работы программы, которые брали на вооружение его последователи. Но теперь пришли к выводу, что тренеры в "Динамо" должны доказывать свою состоятельность, а не оглядываться на достижения Лобановского. Если жить прошлым, о будущем можно забыть.
- Демьяненко рассматривается исключительно как временная фигура или у него, как в свое время у Висенте Дель Боске в "Реале", есть шанс стать главным тренером без приставки "и.о."?
- Все может быть. Хорошо зная Демьяненко, считаю, что потенциал у него есть. Именно по этой причине я разбудил его во вторник ранним звонком и спросил на чистоту: "Сможешь, Анатолий, взять на себя такую ответственность?" Он согласился сразу. Естественно, я не стал скрывать от него, что мы ведем поиски опытного специалиста, успевшего добиться значительных достижений. Демьяненко, как я понял, это не покоробило: он профессионал, находящийся на своем месте, а срок его работы в новой должности во многом будет зависеть от результата.
- На протяжении полутора месяцев, прошедших со дня назначения Буряка, вас не посещала мысль об ошибочности такого решения?
- Задним умом мы все сильны. Но в тот момент, когда Сабо после выигранного динамовцами у "Шахтера" финала Кубка Украины попросил меня об отставке, которую удалось отсрочить до окончания чемпионата страны, особого выбора у меня не было. Буряк тогда занимал должность спортивного директора, бывал на всех тренировках, знал положение дел в команде изнутри. В более чем форс-мажорной ситуации он казался идеальным кандидатом. Не исключаю, что у Буряка были объективные причины для столь неудачного дебюта, но и болельщики, и пресса не позволили бы мне и дальше проводить над "Динамо" такие эксперименты.
- Можете ли назвать тренеров, с которыми ведете переговоры в данный момент?
- А стоит ли? Авторитетные тренеры, встречаясь со мной, все-таки с опаской смотрят на перспективу возглавить не знакомую досконально команду, вылетевшую из еврокубков на ранней стадии. Кто захочет рисковать репутацией - даже за хорошие гонорары? Специалистам такого класса необходимо время, чтобы присмотреться к коллективу, сделать какие-то выводы. Точно так же в свое время поступил Лобановский. "Динамо" выбыло сначала из Лиги чемпионов, затем из Кубка УЕФА, но Сабо, при котором команда терпела неудачи, оставался у руля. А мэтр смотрел, анализировал, проникался атмосферой команды. Возглавить ее он согласился лишь в тот момент, когда собрал достаточно информации.
- И все же в интернете уже появилась информация о ваших переговорах с Оттмаром Хитцфельдом.
- Хитцфельд действительно входит в число кандидатов, с которыми я стараюсь договориться. Но, как вы понимаете, одно дело хотеть его пригласить, а другое - получить согласие. Я бы, не колеблясь ни секунды, пригласил в Киев Фабио Капелло, но он занят в "Ювентусе". А есть еще Дик Адвокат, Эктор Купер, работающий сейчас не с самой элитной командой. Если смогу договориться с кем-то из них, буду гордиться причастностью к новому повороту в динамовской истории.
- Российские тренеры в круг ваших интересов не входят?
- Рассматриваем и их кандидатуры, но в данном случае имен называть не стану. Не сбрасываем со счетов и авторитетных украинских специалистов. Буду откровенен: если бы Олег Блохин не был занят в сборной, а я не опасался, что совмещение должностей может помешать его полноценной работе в национальной команде, обратился бы в первую очередь к нему. Впрочем, после возвращения из Монако я непременно с ним встречусь. Благо для назначения этого рандеву мне не нужны будут посредники, с которыми мне довелось столкнуться при выходе на иностранных тренеров.
Дмитрий Ильченко, "Спорт-Экспресс"