Верпаковскис был признан не только спортсменом года в Латвии, но и получил титул «Человек Европы-2003», вручаемый личности, сделавшей больше всего для международного имиджа государства. В последнем референдуме он оставил за спиной даже главу державы!
Имя форварда сборной Латвии Мариса Верпаковскиса прогремело на всю Европу в конце прошлого года, когда благодаря его голам скромная команда балтийской страны, оставив не удел маститых турков, пробилась в финал чемпионата континента. Теперь «латышский стрелок» – главная ударная сила киевского «Динамо».
Дефицит и балтийское «яблочко»
Киевляне долго и упорно искали забивного нападающего. Такого, который без лишних предисловий ворвался бы в основной состав команды и составил в линии атаки компанию Максиму Шацких, альтернативы которому тренеры «бело-голубых» в последние годы, по сути, не имели.
Ребята из резервной команды громко о себе заявлять почему-то не спешили, а ставить в состав неоперившегося юнца, подверженного частым перепадам в настроении и выступлениях, - это не в духе солидного клуба с богатыми традициями. Вот и приходилось штабу Алексея Михайличенко то и дело сушить голову над вопросом остроты и вариативности динамовских атак.
На внутренней арене дефицит форвардов удавалось скрашивать мощью средней линии, грамотно поставленной командной игрой, но вот в Лиге чемпионов, где соперник наказывает за малейшие оплошности, атака чемпиона Украины порою пробуксовывала. Шацких-то в конце концов не двужильный, а адекватной замены ему и близко не было видно. Исходя из этого, несложно было догадаться, на каком направлении в своей работе сосредоточатся киевские селекционеры в межсезонье.
Сейчас мы можем по достоинству оценить динамовские приобретения, и вправе признать зимний «призыв» киевлян эффективным. Давно в Конче-Заспе не подбиралось столько интересных и разноплановых представителей линии атаки. Здесь и резкий, с отличным голевым чутьем белорус Корниленко, и пластичный, техничный бразилец Клебер (кстати, чемпион мира среди юниоров), и, конечно же, реактивный латыш Верпаковскис. Новички «Динамо» доказали за них не зря заплачены серьезные суммы.
На старте сезона, правда, показалось, что «интернационалу», собранному под началом Михайличенко, еще далековато до полного взаимопонимания. Поражение в кубковой игре в Днепропетровске и всего лишь нулевая ничья в домашней встрече с «Таврией» - согласитесь, не столь ошеломляющим представлялся болельщикам дебют «Динамо» в соревновательном 2004 году. Дебаты о незаменимости Максима Шацких вспыхнули с новой силой. Вот тогда-то и «выстрелил» Верпаковскис!
Латышу потребовалось всего два матча, чтобы не только присмотреться, что к чему в украинском футболе, но и молниеносно снискать симпатии у знающей толк в игре миллионов киевской публики.
Уже после матча с донецким «Металлургом», в котором два потрясающих гола Мариса принесли тяжелейшую победу чемпиону, столичные болельщики готовы были носить варяга на руках. Игра же киевлян с другим донбасским лидером, «Шахтером», окончательно убедила во мнении, что Верпаковскис – настоящая находка для «бело-голубых», точное селекционное попадание в «яблочко», если хотите.
Звезда латвийского масштаба
Нельзя сказать, что потенциал 24-летнего парня был terra incognita для украинских почитателей футбола. Но опасения относительно безболезненного вливания новичка в динамовский ансамбль присутствовали. Все-таки одно дело – блистать и забивать в рядах достаточно скромного по евромеркам рижского «Сконто», и совершенно другое – доказать свою состоятельность в клубе, который из года в год достойно сражается с лучшими представителями Старого Света в чемпионской лиге.
В пользу Мариса свидетельствовали яркие выступления в квалификации чемпионата континента, однако прежние заслуги, сколь бы значимо они не выглядели, сами по себе еще никогда и никому не гарантировали стабильного места в основном составе украинского флагмана.
Верпаковскис не стесняется признаваться, что на первых порах с трудом осваивал динамовскую науку, что в предыдущих клубах не сталкивался со столь серьезными нагрузками. Марис не спасовал перед ними, с честью прошел зимнюю «школу выживания» - и результат не заставил себя ждать. Пять «официальных» мячей в динамовской футболке и стабильное присутствие в числе «избранных», то есть первых одиннадцати, - достаточный повод для маленькой Латвии, чтобы гордиться своим киевлянином.
Марис охотно пошел по стопам отца Илмарса - в 1980-е годы одного из лидеров «Звейниекса» из Лиепаи, представлявшего вторую лигу чемпионата Советского Союза.
Верпаковскис-старший был интересным полузащитником, в средней линии поля начал свою карьеру и сын. За то, что мир получил еще одного яркого и самобытного снайпера, следует снять шляпу перед Александром Старковым. Именно тренер рижского «Сконто», куда Марис перебрался из лиепайского «Металургса» в 2001 году, разглядел в невысоком парне задатки перспективного бомбардира. Отличная скорость и бесстрашие, с которым Верпаковскис, получая мяч, шел на чужие ворота, и предопределили его дальнейшую футбольную судьбу. Старков выдвинул его на острие атаки – и не ошибся.
За три сезона в Риге Марис стал настоящим лидером бессменного чемпиона страны. Но для настоящего, европейского признания, этого явно недостаточно. Клуб не испытывал ни малейших трудностей в национальном первенстве, однако стоило ему выехать за пределы Латвии, как сконтовцев ждали сплошные разочарования. Вот и последний европоход принес прибалтам горькие разочарования: путь к Лиге чемпионов рижанам преградила более чем заурядная мальтийская «Слима». И еще не скоро бы Верпаковскису представился шанс заявить о себе за пределами родины, если бы не феноменальное (эпитетов можно приводить уйму) выступление сборной Латвии в квалификационном турнире Евро-2004. Здесь уж Марис развернулся! Да так, что бронзовому призеру последнего чемпионата мира не по себе стало…
Команду Латвии при всем желании не отнесешь к законодательнице футбольной моды на континенте. Прибалтийская сборная время от времени добивалась локальных успехов, но о большем, выходе в финальную стадию чемпионата Европы или мира, в стране благоразумно помалкивали. Более чем скромные кадровые ресурсы страны, казалось, не позволяли латвийцам в обозримом будущем претендовать на изменение своего статуса в футбольной табели о рангах. Тем удивительнее прорыв команды Старкова минувшей осенью.
Как заснуть знаменитым
Прошлый год стал настоящим звездным часом Верпаковскиса. Конечно же, нельзя сказать, что он в одиночку вытащил свою сборную в Португалию, но в то же время нельзя не признать, что именно точные удары Мариса вывели латвийцев в европейский плей-офф, а затем и в финальную стадию, погрузив в глубокий транс футбольную Турцию.
Жребий Евро-2004 не был благосклонен к латышам. По всем прогнозам, команде Старкова отводилось место внизу турнирной таблицы, где-то поблизости с футбольным карликом из Сан-Марино. Шансы шведов, поляков и венгров в борьбе за путевку в Португалию котировались гораздо выше, чем у «темной лошадки» из Прибалтики. Но латыши с места в карьер принялись плодить сенсации.
Закономерность домашней ничьей со скандинавами подтвердилась уже в следующем туре отборочного турнира, когда «осколок» СССР больно ранил поляков на их территории: гости увезли домой три очка и тем самым намекнули, что отныне не собираются мириться с унизительной ролью поставщика очков. Верпаковскис на старте обошелся без голов. Что называется, долго запрягал. Зато «поехал», когда это было больше всего нужно команде Латвии.
Благодаря результативному дублю Верпаковскиса подопечные Старкова взяли дома реванш у венгров за поражение на выезде, а затем грянула, пожалуй, самая громкая неожиданность группового турнира: латыши набрали максимум очков в Стокгольме, что удается далеко не каждому. И единственный гол вновь забил Марис! Громкий триумф в Скандинавии позволил прибалтийцам впервые попытать счастье в матчах плей-офф среди команд, занявших вторые позиции в своих группах.
Когда стало известно, с кем предстоит соперничать латышам, оптимизма у них заметно поубавилось. Двумя годами ранее сборная Турции завоевала «бронзу» чемпионата мира, и на берегах Босфора принялись вовсю делить шкуру неубитого медведя. Самонадеянные турки и представить себе не могли, что соперник, пусть и тихонько, в душе, но тоже подумывает о лете 2004 года и жарком пиренейском небе. После первого матча спеси у команды Шенола Гюнеша поубавилось (мяч Верпаковскиса принес хозяев минимальную победу), но, тем не менее, южане безапелляционно провозгласили результат досадным стечением обстоятельств и заверили своих болельщиков, что в Стамбуле непременно поставят «наглецов» на место.
Действительность оказалась ужасающей для турок. Преждевременно и безосновательно уверовав в собственную непогрешимость, хозяева позволили латышам свести встречу к нужной для них ничьей, а фамилия Верпаковскис стала синонимом кошмара для «бронзовых». Нападающий «Сконто» сравнял счет, мастерски реализовав выход один на один с голкипером Рюшту, чем вынудил сдержанную Латвию буквально зайтись в экстазе. Такого футбольного триумфа Прибалтика еще не знала. А Марис – нет, не проснулся, как принято говорить, знаменитым – после Стамбула он знаменитым заснул! Хотя ночь, по его признанию, выдалась бессонной…
«Человек Европы»
Лучшие футбольные кадры Латвии надолго не задерживаются в родных пенатах. К Верпаковскису и прежде присматривались скауты из Европы, а после триумфального матча в Турции стало совершенно очевидно, что рижский этап в карьере нападающего подошел к концу.
Марис был признан не только спортсменом года в Латвии, но и получил титул «Человека Европы-2003», вручаемый личности, сделавшей, по мнению народного жюри, больше всего для международного имиджа прибалтийского государства. В последнем референдуме футболист Верпаковскис оставил за спиной даже главу державы! В рижском офисе «Сконто» затрезвонили телефоны – более именитые клуба буквально рвали Мариса на части.
Одно время циркулировали слухи об интересе к латышскому самородку ни много ни мало знаменитых «Баварии» и «Арсенала». Ранее к Марису присматривались агенты еще нескольких клубов Премьер-лиги, но их тренеры… «забраковали» форварда. То-то потом локти кусали!
Заманчивые предложения поступали от российских «Крыльев» и греческого «Олимпиакоса». Но когда Верпаковскис узнал о предложении киевского «Динамо», то как говорит сам не сразу поверил в реальность происходящего. По словам футболиста, ему импонировал конкретный подход киевлян к этому вопросу, а кроме того манила вероятность выступлений в Лиге чемпионов. «Предложение украинцев было последним, - вспоминал нападающий впоследствии, - однако оказалось самым привлекательным, в том числе со спортивной точки зрения».
Прежде чем скрепить подписью контракт с чемпионом Украины, Верпаковскис побывал в Киеве, на заключительной игре «Динамо» в групповом турнире Евролиги с миланским «Интером», после чего отбросил последние сомнения в целесообразности переезда в столицу Украины. В конце декабря 2003 года Марис связал себя с «бело-голубыми» на ближайшие пять лет.
«Убежден, что этот шаг поможет мне как можно лучше подготовиться к чемпионату Европы, - считает «латышский стрелок» киевлян. – А кроме того не сомневаюсь, что теперь у «Динамо» появится масса болельщиков в Латвии. Я лично приложу для этого все усилия».
Как видим, слова с делом у Верпаковскиса не расходятся. Киевские болельщики без ума от реактивного новичка, а тот, в свою очередь, платит болельщикам великолепной игрой и эффектнейшими голами. Его уже сравнивают с Ребровым периода игрового расцвета Сергея. Такой же настырный, стремительный и по-спортивному злой. «Динамо» нашло, что искало. Марис, кажется, - тоже.
Василий Николишин, газета «2000».