В киевском «Динамо» существует негласная традиция, по которой в тренерском штабе команды преобладают бывшие игроки клуба. Логика в этом более чем понятная. Именно экс-футболисты «Динамо» знают традиции коллектива, знакомы с требованиями и задачами, которые ставятся перед командой, не понаслышке знают, что такое «динамовский дух».
Одним из тех, кто добывал спортивную славу «бело-синих» в 80-х годах, а сейчас трудится на благо клуба, является Михаил Михайлов. Известный голкипер, двухкратный чемпион Советского Союза, обладатель Кубка СССР и Кубка Кубков, заслуженный мастер спорта...
Закончив карьеру в скромном греческом клубе «Аполлон», Михаил Леонидович вернулся в Украину и стал тренером вратарей «Динамо». Он был настоящим первопроходцем. До Михайлова специалистов такого профиля в отечественном футболе не было. За свой динамовский этап карьеры в качестве тренера Михаил Леонидович поработал с большим количеством разных по стилю вратарей, многие из которых и сейчас выступают в клубах высших лиг разных стран, а некоторые завершили свою карьеру. В частности, среди подопечных Михайлова были такие известные мастера как Ковтун, Филимонов, Шовковский, Марущак, Романенко, Близнюк, Рева, Кутепов, Воробьев, Кернозенко... В общем, во вратарском искусстве для этого человека секретов не существует.
- Михаил Леонидович, вы завершили карьеру в Греции. Не было желания еще пару-тройку лет поиграть, благо возраст позволял?
- Я бы с удовольствием выступал на том уровне еще года два. Мне было 33 года, а это для вратаря далеко не критический возраст. Мой контракт с «Аполлоном» действовал еще на два сезона, но я получил серьезную травму передней поверхности бедра. Для продолжения карьеры надо было делать операцию, но доктора не гарантировали, что я не буду испытывать боли в ноге. К тому же пугали достаточно длинным реабилитационным периодом. Поэтому я принял решение завершить карьеру, хотя, повторюсь, были и силы, и желание выступать дальше.
- Как бы вы кратко охарактеризовали свой греческий этап карьеры?
- Это было очень интересное время, как в профессиональном, так и в жизненном плане. Греция - уникальная страна, со своими неповторимыми особенностями. Мне повезло, я три года жил там, и в бытовом плане это был отменный опыт. Равно как и в игровом! Греческий чемпионат никогда не был в числе элитных, но местные клубы периодически выстреливают на международной арене, а про успехи современной сборной можно и не вспоминать.
Клуб, за который я выступал, назывался «Аполлон». Типичный середняк местного чемпионата, который в большинстве сезонов находился ближе к вылету, чем к верхней части турнирной таблицы. В один из сезонов моих выступлений команда демонтстрировала фантастические, как для себя, результаты. Почти круг мы шли на втором месте, а завершили первенство в шестерке лучших. Для «Аполлона» это было сродни победе в чемпионате. В общем, я приобрел очень важный для себя опыт, но, к сожалению, так и не сумел отыграть все положенное мне по контракту время.
- Вернувшись в Украину, вы стали тренером вратарей «Динамо»...
- Мне не давала покоя эта идея. Ну почему практически во всех западных клубах есть специализированные тренеры, которые работают только с голкиперами, а в таком клубе как «Динамо» эта должность отсутствует. Я поделился своими соображениями с тогдашним вице-президентом клуба Михаилом Ошемковым, и мне предоставили нечто вроде испытательного срока. Впрочем, достаточно быстро руководство и тренеры клуба убедились в том, что подобная работа необходима, и я заключил с «Динамо» контракт в новой для себя должности - тренера вратарей клуба.
Со временем такие специалисты начали появляться и в других отечественных футбольных коллективах, но, как и во многих других моментах, первым в данном вопросе было киевское «Динамо».
- Вы уже больше 12-ти лет работаете в клубной системе. Кто из тех голкиперов, которых вы тренировали, особо выделялся уровнем своего таланта?
- Я не хочу называть фамилий, чтобы никого не обидеть. Так заведено, что в киевском «Динамо» никогда не было бесталанных игроков. Другое дело, как они раскрывают свой потенциал. Кому-то от природы дано больше в плане физических данных, у кого-то от природы отменная реакция, в общем, определенными задатками обладали все вратари, с которыми мне приходилось работать. Но существует множество обстоятельств и причин, в том числе объективных и не очень, которые влияют на карьеру «стража ворот». Главное в этом деле - никаких поблажек к себе, огромный объем работы на тренировках, и, немножко удачи...
- Летом ряды ужгородского «Закарпатья» пополнил Рустам Худжамов, который несколько лет выступал за «Динамо-2». Каковы, на ваш взгляд, его шансы стать голкипером высокого уровня?
- У Рустама хорошие данные, он талантливый и работоспособный парень. Клуб отдал Худжамова в аренду набираться опыта в игре в высшей лиге. Для него в таком возрасте очень важно играть, причем не в первом дивизионе. Первые матчи чемпионата он провел очень уверенно, но в последнем матче был удален с поля, получил дисквалификацию и, что особенно обидно, достаточно неприятную травму. К сожалению, скорее всего, ближайший месяц Рустам проведет «на больничном».
- Бытует мнение, что у голкиперов особая психология, которая очень отличается от психологии полевых футболистов. Так ли это?
- Безусловно. Вратарь это очень необычная, даже в спортивном плане, профессия. Это определенная группа людей, можно даже сказать «каста», у которых нет права на ошибку. Конечно, мир от ошибки вратаря не рухнет, но какое давление на психологическое состояние спортсмена оказывается! Все промахи голкиперов на виду, их любит критиковать пресса и болельщики, проще всего свалить неудачи своей команды на арбитра или же вратаря. Необходимо обладать очень сильным иммунитетом от воздействия подобных внешних факторов, «стражи ворот» просто обязаны быть максимально выдерженными и сконцентрированными. Кроме того, голкипером категорически противопоказано сбавлять требования к себе в тренировочном процессе. Если у полевого игрока это не так заметно, то у вратаря обязательно проявится во время матча.
- Давно замечено, что период вратарской зрелости - это возраст около 30-ти лет. Есть ли объяснение этому феноменальному явлению?
- Это действительно достаточно необычное, с одной стороны, явление. Не могу сказать, что ближе к тридцати, но то, что после двадцати пяти лет - это точно. Очень тяжело блеснуть в раннем возрасте, а затем долгое время выступать стабильно и осознанно на высоком уровне. На моей памяти, этого сумели достичь немногие вратари. Самым ярким примером является Джанлуиджи Буффон, а из тех, кто ближе нам - безусловно, Александр Шовковский.
Объяснить это просто, и в то же время - тяжело. Далеко не все могут справиться с тем психологическим грузом ответственности, который обычно лежит на киперах, ну и огромную роль для вратаря играет опыт. Лишь с приобретением большого опыта, страж ворот начинает выходить на более высокий уровень. И, прошу заметить, что в большинстве случаев это горький опыт...
- Ранее в «Динамо» применяли систему ротации голкиперов, а сейчас - пост номер один в руках Александра Шовковского. А сторонником какой системы являетесь вы?
- Нельзя однозначно сказать, какая из систем является идеальной. На мой взгляд, все зависит от ситуации в определенный момент. Если у тебя есть вратарь, который стабильно и без срывов играет долгое время, приносит пользу команде, то какой смысл экспериментировать и сажать его на скамью запасных. С другой стороны, если кипер провел несколько неудачных матчей, то почему бы ни дать шанс его дублеру. Разумеется, это не говорит о том, что вратарь никудышний, просто в данный момент его конкурент лучше подготовлен. Я являюсь сторонником той системы, при которой на поле выходят сильнейшие, это же касается и места в воротах. Как тренер вратарей, я даю рекомендации главному тренеру относительно нынешней формы наших голкиперов, ну а решение, что вполне логично, остается за наставником команды. В конце концов, за итоговый результат отвечает он.
- Насколько будет отличаеться ваша работа с голкиперами при переходе игры команды в обороне от «с либеро» к «линии»?
- Здесь присутствует очень важный момент. От того, по какой схеме в обороне действует команда, во многом зависят действия голкипера, в частности при игре на выходах. Я не открою Америки, если отмечу, что при игре с либеро задача вратаря намного облегчается. В принципе, он занимается исключительно своими обычными обязанностями. А при «линии» у стража ворот возникает новый диапазон функций. Так, надо обладать отменным умением «читать игру», видеть на несколько ходов вперед, хорошо играть ногами и быть самоотверженым спортсменом. Ведь частенько приходится выбегать из штрафной, и успеть к мячу раньше форварда соперника, который получил шанс выйти с кипером один на один. Сейчас «Динамо» играет с либеро, поэтому до подобных ситуаций дело доходит крайне редко.
- В ходе летних и зимних сборов голкиперы работают по одной программе с полевыми игроками?
- Да, программа и методы для всех одни, а вот средства - разные. У вратарей свой ритм работы, и отдельная направленность упражнений. Нет смысла вратарям выполнять идентичный объем физических нагрузок, которые выполняют полевые игроки. Впрочем, физическая готовность стража ворот - это важный аспект тренировочного процесса, поэтому и вратари в этом плане работают на совесть.
- Ваша тренерская методика - это ноу-хау, или где-то позаимствовали?
- Честно говоря, это мои наработки. Я использовал весь свой игровой опыт, часть методики была получена обыкновенным способом, посредством «проб и ошибок». Большую помощь оказала и наша научная группа, специалисты которой помогли в составлении специфической программы, рассчитанной именно на вратарей. Отмечу, что в свое время у нас не было тренера голкиперов, а это могло бы серьзно помочь мне и Виктору Чанову, с которым мы защищали цвета любимого клуба в 80-х годах. А вообще, заниматься любимым делом, да еще и в любимой команде, знаете ли, это наибольшее счастье! И я счастлив, что мне выпала честь работать, и передавать свой опыт именно в таком коллективе, именно в «Динамо»!
- Штанга друг вратаря, а рикошет - враг. Так говорят болельщики и журналисты. На ваш взгляд, насколько верно это утверждение?
- Штанга друг только в определенном смысле, а в каком именно, зависит от того, куда от нее отскочит мяч. Часто бывает, что именно в ворота, и о какой «дружбе» может идти речь? Тоже касается и рикошетов. Если мяч отскакивает в угол, куда уже начал падать вратарь, то может все обойтись. Хотя, согласен с тем, что рикошет является тем субъективным фактором, который может полностью перечеркнуть работу вратаря на тренировке и заставит забыть об уровне его готовности.
- Есть ли у вас в «Динамо» ассистенты?
- Долгое время я сам работал со всеми голкиперами клуба, начиная с юношеских команд. Не скрою, что было достаточно тяжело, и не везде я успевал. Но с определенного дня мне помогают два специалиста, в прошлом - вратари. Это Александр Мороз и Вячеслав Богоделов, которые работают с голкиперами второй, третьей и юношеской команд.
- Известно, что ваш сын также избрал профессию вратаря и несколько лет выступал в украинских клубах. Как складывается его карьера сейчас?
- Андрей подписал контракт с азербайджанским клубом «Интер» (Баку). Соглашение будет действовать до завершения нынешнего сезона. Что будет дальше, откровенно говоря, я не знаю. У моего сына есть свой агент, и, они вместе решат, какой вариант продолжения карьеры для Андрея будет оптимальным.
Алекс НЬЮПОРТ, Киев, специально для «ГОЛа!»
(Друкується мовою оригіналу)