Футбольный клуб - это не только победы и поражения, игроки и тренеры, стадион и болельщики. Любой уважающий себя клуб бережно относится к своей истории. Именно исторические достижения придают особую ауру ведущим коллективам Европы.
Трофеи и ценные вещи, связанные с прошлым, обычно представлены в клубных музеях. Есть музей и у киевского "Динамо". К сожалению, сейчас болельщики не могут свободно ознакомиться со всеми реликвиями, которые собирает и бережно хранит директор динамовского музея, кандидат исторических наук Валерий Андреевич Старков...
- Когда вы впервые задумались о том, что можно создать музей истории "Динамо"?
-Я довольно давно серьезно интересуюсь историей и футболом. С детства являюсь поклонником киевского "Динамо" и еще в середине 70-х стал подумывать над реализацией этой идеи. Долгое время целый ряд объективных причин делал это невозможным. Но уже в то время я начал собирать самые различные вещи, связанные с нашим клубом, - билеты, программки, статьи...
Первую попытку я предпринял в конце 80-х, но в то время руководству клуба было не до музея. Затем Украина получила независимость, у клуба настали нелегкие времена. В конце 90-х годов я обратился с письмом к руководителям "Динамо", где подробно изложил свои соображения по поводу того, что клубу с такой историей просто необходимо иметь собственный музей, собрать и систематизировать большой архив исторических свидетельств. В результате меня пригласили в клуб, где после разговора с президентом я понял, что есть заинтересованность в создании музея, и принял предложение стать его директором.
- Что такое в вашем понимании - "музей футбольного клуба"? Есть ли какой-то универсальный рецепт создания такого учреждения?
- Универсального рецепта нет. На мой взгляд, очень многое зависит от истории самого клуба и того, насколько интересна для окружающих эта история в виде кубков, газетных вырезок, фотографий, программок и других исторических свидетельств. У каждого клуба свои возможности. Я считаю, что наш сегодняшний музей пока еще не отвечает классическим представлениям о музее. На это есть свои причины, но самое главное, что работа продолжается, и наши фонды постоянно пополняются интересными находками.
На данный момент исторические реликвии выставлены в холле "Клуба мастеров" стадиона "Динамо" им. Валерия Лобановского. У нас есть интересные стенды, где можно увидеть уникальные документы, связанные с историей клуба с 1927 по 1941 годы, а также уникальные кубки, которые динамовцы завоевали на многих международных турнирах. Думаю, что о существовании таких трофеев многие болельщики даже не догадываются.
- Достойны ли материалы, которые вам удалось собрать, быть выставленными на всеобщее обозрение?
- А некоторые материалы уже и выставлены в вышеупомянутых стендах. Они касаются рождения команды и ее первоначального становления. Но предстоит еще очень большой объем работы. Сейчас почти все мои мысли и усилия отданы только музейному проекту, и каждый день я стараюсь привнести в фонды динамовского музея что-то новое и имеющее настоящую ценность. Есть ряд трудностей: до 90-х годов не была поставлена работа по созданию футбольного архива клуба, не налажена связь с людьми, которые занимаются статистикой и реликвиями, связанными с историей клуба.
- В Украине много футбольных историков и людей, занимающихся футбольной статистикой?
- По моим данным, таких энтузиастов очень мало. Между собой эти люди хорошо знакомы, но по многим причинам их труд и архивы практически не востребованы и в прессе, и для широких масс болельщиков. Я сотрудничаю с несколькими такими любителями - в нашей работе в одиночку не справиться. Мы обмениваемся информацией, они помогают мне в приобретении исторических ценностей.
- Есть ли в коллекции музея по-настоящему уникальные материалы?
- Не буду скромничать - у нас действительно собраны многие архивные материалы, в том числе и очень ценные, а также те, которые касаются развития киевского футбола еще до появления "Динамо". Но к сожалению, сейчас мы не можем все это предъявить болельщикам как часть экспозиции. Я надеюсь, что это временно...
- Возможно ли объективно отобразить историю клуба, учитывая тот факт, что оценка происходившего в 30-х, 40-х, 50-х годах очень неоднозначна?
- Наша задача - представить факты, и подтвердить их историческими документами. А у каждого будет своя интерпретация данных материалов. Разумеется, после того, как в последние два десятилетия многое изменилось и открылись ранее практически недоступные архивы, очень многое стало известно. Сейчас есть возможность достаточно полно раскрыть все, что было связано с деятельностью клуба с момента его основания и до нынешних времен. Мы стараемся использовать этот шанс. Конечно, загадок остается еще много.
- Вы знакомы со многими историческими материалами и литературой, которые связаны не только с "Динамо". На ваш взгляд, история этого киевского клуба наиболее насыщена и интересна по сравнению с историей других украинских клубов?
- История любого футбольного клуба интересна. Болельщики должны знать и ценить прошлое своей любимой команды. Но при этом я уверен на сто процентов: такие события, которые в разные времена происходили с "Динамо", трудно найти в других клубах. Фактически "бело-синий" клуб уже давно является легендой нашего футбола, с именами игроков и тренеров связаны десятки мифов и выдуманных историй. Это может говорить только о повышенном интересе со стороны болельщиков.
Так сложилось, что судьба киевского "Динамо" отображает судьбу украинского футбола. Начиная с момента рождения клуба, насыщенных 30-х, загадочных 40-х, затем постепенное возрождение в 50-х, выход на лидирующие позиции в 60-х и последующее доминирование в советском футболе и удачные годы на евроарене. Все это подтверждено не только словами, но и большим количеством трофеев, проблемой "лишнего билетика" во время матчей на стотысячном стадионе, любовью и иногда ненавистью фанатов. "Динамо" не может оставлять равнодушным - у этой команды есть свой дух и своя харизма.
Был в истории клуба момент, когда даже название хотели сменить, но после долгих дебатов стало ясно - только "Динамо"! С другим именем эту команду ассоциировать просто невозможно.
- Много ли исторических ценностей, связанных с "Динамо", утеряны для клуба навсегда?
- Давать количественную оценку я затрудняюсь. Любая потеря исторической реалии - это уже плохо. Конечно, в наших силах найти или восстановить далеко не все, но на то, чтобы жалеть потерянное, - просто нет времени. Еще очень многое можно вернуть или отыскать!
Обидно, что в свое время не были сделаны копии выигранных динамовцами трофеев на евроарене и в СССР. Для меня одна из первоочередных задач - добиться изготовления этих копий и получить их в распоряжение динамовского музея.
- Вы активно занимаетесь поисками исторических материалов. А что же с сегодняшним днем?
- Есть люди в клубе и вне его, которые полностью обеспечивают меня необходимыми материалами. Это и билеты, и программки с других матчей, иностранные газеты со статьями про "Динамо", копии стартовых протоколов, атрибутика, связанная с тем или иным матчем, и многое другое. Именно так и формируется исторический архив клуба. Мне очень приятно, что наши сегодняшние игроки с уважением относятся к моей работе. Ребята без проблем идут на контакт, предоставляют различные вещи. Так, Валентин Белькевич и Максим Шацких помогли с формой и бутсами. Я даже не стал мыть бутсы нашего лучшего теперешнего бомбардира - так они смотрятся по-настоящему интересно. Наши футболисты не равнодушны к тому, что о "Динамо" будут знать и вспоминать в будущем, и это настраивает на оптимистический лад.
- Каким в идеале вам видится будущее развитие музея?
- Честно говоря, хотелось бы, чтобы мы достигли лучших европейских образцов. Это отдельное здание, построенное именно под музей, выставка огромного количества исторического материала и толпы болельщиков, которые хотят к ним прикоснуться и почувствовать прошлое нашей замечательной команды. Сейчас это осуществить очень непросто, но я уверен, что руководство "Динамо" в будущем обязательно найдет возможность, чтобы сильнейшая и самая титулованная команда страны получила настоящий музей. Лично я в это очень верю!
Алекс Ньюпорт, Киев, специально для "Гола!"
(друкується мовою оригіналу)