Назвать навскидку лучшего игрока киевского "Динамо" очень непросто. Одних только заслуженных мастеров спорта в столичном клубе в разное время выступало 45. Но Алексей Михайличенко по праву занимает в этом ряду почетное место.
По крайней мере, он единственный олимпийский чемпион, выступавший в основном составе киевского клуба. Уверен, достойное место Алексей Александрович займет и в реестре тренеров киевского "Динамо", которым до Михайличенко за всю историю клуба руководили 26 наставников.
Любое место, кроме первого, считалось поражением
Для большинства киевских мальчишек начала 70-х футбол был религией. Леша Михайличенко, родившийся на Борщаговке в обычной киевской семье, не стал исключением. Дальше -- все как обычно. Созрев в дворовых баталиях для "большого детского футбола", Алексей оказался в футбольной школе "Динамо" на Нивках. Правда, не обошлось, как это часто бывает, без воли случая. "Когда мы стали проверять документы, то выяснилось, что Алексей на год младше ребят, которых мы набирали в тот год. Но играл мальчишка получше многих, кого мы отобрали, поэтому пришлось закрыть глаза на эту формальность. Через год справедливость восстановили - Михайличенко перевели в группу его года рождения, которую тренировал Анатолий Бышовец", - вспоминает сейчас руководитель департамента футбола АО "ФК "Динамо" Киев" Евгений Котельников, ставший первым наставником будущего главного тренера киевского клуба.
Рассказал Евгений Петрович и том, как успел и отчислить из школы будущего олимпийского чемпиона: "Очень уж шебутной был Леша - только отвернешься, он уже что-то вытворит. На одной из тренировок я не выдержал - отправил его. Потом мама пришла, говорит, что сын перестал в школу ходить, плачет все время. Пришлось вернуть парня".
В динамовской школе под руководством Анатолия Бышовца Алексей прошел все ступеньки, вместе с партнерами выигрывая по "юношам" практически все турниры, в которых принимали участие - от первенства города до чемпионата Союза. Любое место, кроме первого, Михайличенко со товарищи считали для себя поражением.
"Как и у любого киевского пацана, пришедшего на Нивки, в школу "Динамо", у меня была мечта: попасть в основной состав главной команды. Все остальное отходило на второй план. Эта цель была главным стимулом - и в детской школе, и потом - в "дубле", - говорит Алексей Александрович.
В декабре 1980-го Михайличенко получил аттестат футбольной зрелости - Алексея зачислили в динамовский "дубль". Начались футбольные университеты. Дебют в основной команде приходится на 1982 год - выпустили на замену в полуфинале Кубка страны против тбилисских одноклубников. А полноправным игроком основного состава Михайличенко почувствовал себя лишь в 1986-м, после мексиканского чемпионата мира.
"Алексей Михайличенко - один из немногих воспитанников киевского "Динамо", коренной киевлянин, с которым мы связываем большие надежды. Появившись в основном составе, он заиграл с такой страстью, с такой легкостью, так лихо, что все только переглядывались и пожимали плечами: "Откуда?!"
Я не случайно упомянул про страсть. Бесстрастие близко к равнодушию. Михайличенко словно бы посвящал каждую игру бывшим партнерам по дворовому футболу с Борщаговки - киевского района, в котором он вырос.
Он не представляет себе, что можно подвести товарищей по команде, а он играет и в киевском "Динамо", и в первой сборной, и в олимпийской. Он выкладывается, старается, готов играть если не каждый день, то через день-то уж точно. Его приходится сдерживать.
Светловолосая голова Алексея мелькает по всему полю, он играет в свое удовольствие, но не анархист - всегда помнит, что рядом с ним команда", - говорил об Алексее Михайличенко Валерий Лобановский.
"В "средний" футбол играть не хотел"
Лучшим сезоном для Алексея Михайличенко стал, безусловно, 1988 год, когда его признали лучшим футболистом СССР. Футбольные чиновники самого высокого ранга долго решали, стоит ли привлекать Михайличенко к матчам чемпионата Европы. Боялись, что он "будет уставшим" к финальному турниру Олимпиады. Но пять голов в шести матчах, феноменальная игра Алексея в Сеуле посрамили скептиков.
Нагрузки того яркого сезона "догнали" Алексея в начале следующего года. Последовала череда травм, которая захватила и чемпионат мира 1990 года - обидная травма в поединке сборной с израильтянами оставила Алексея за бортом турнира, который вполне мог стать его звездным часом. "Итальянский долг" футбольные боги вернули приглашением в "Сампдорию", и до сих пор Михайличенко - единственный чемпион Италии на постсоветском пространстве.
"Я не могу сказать, что в Италии, а затем и в Шотландии моя жизнь была безоблачной. Были удачи, но были и ошибки, неверно принятые решения. Я уезжал из СССР в 27 лет. По футбольным понятиям - это довольно зрелый возраст. За плечами есть определенный опыт, знания, умение. В то же время ты можешь перестроиться в зависимости от ситуации, в которую попал, и руководствуешься при этом не эмоциями, а здравым смыслом. Сейчас игрокам, уезжающим на Запад, гораздо проще: они обладают большей информацией, мы ведь стали более открытыми. Но не нормально, когда уезжают совсем юные ребята. Они едут не за славой, а, прежде всего, за деньгами. Поэтому пробиваются наверх лишь единицы", - считает Алексей Михайличенко.
Человеку из "совка", если, конечно, жестокий капитализм не подминает под себя, пребывание на Западе придает уверенности. Алексей Михайличенко -- не исключение. Он настолько свыкся с жизнью "там", что еще будучи действующим футболистом приобрел дом в Лондоне. А уверенность позволила решиться на красивое окончание карьеры.
"Уже когда я был зрелым игроком, то выработал для себя определенные требования, ниже которых я как футболист не имел права опуститься. И когда я осознал, что на том уровне, на котором хотел бы играть, действовать не смогу, решил уйти. В "средний" футбол я играть не хотел", - так объясняет свое решение Алексей Александрович сегодня.
Послужной список Михайличенко-футболиста вызывает искреннее восхищение. Но хороший футболист - не значит хороший тренер.
"Это совершенно разные профессии. Можно готовить себя психологически - мол, закончу карьеру игрока и стану тренером. Но будучи игроком практически невозможно почувствовать себя на тренерском месте, понять нюансы этой профессии.
Считаю, мне помогло то, что я поварился в разных футбольных школах. Любая информация играет свою роль. Ведь раньше все только понаслышке знали о европейских чемпионатах. Сейчас же у вас есть возможность анализировать и сравнивать. Ведь в каждой стране футбол имеет свои особенности. Отличия есть во всем - в методах работы, отношении тренеров и игроков к тренировочному процессу, настрою на игру. Мне приходилось приспосабливаться и учиться чему-то новому практически каждый день. И приобретенный опыт выступлений за рубежом я считаю бесценным. Раскрепощаешься, как следствие - приобретаешь дополнительную уверенность в себе. В этом, наверное, основная школа", - считает Алексей Михайличенко.
"По-другому я поступить не мог"
Оказавшись после окончания карьеры игрока на футбольном перепутье, Алексей Михайличенко в интервью "КОМАНДЕ" сказал, что без колебаний "прописался бы" в единственном коллективе - в киевском "Динамо".
Сложно сказать, прочитал ли тогда, в начале 1997 года, Валерий Васильевич то интервью, но вскоре Лобановский позвонил Алексею: "Мы долго разговаривали с Васильевичем. Видимо, в тот момент, он как бы тестировал меня. Лобановский мне сказал, что будет создаваться новый тренерский штаб "Динамо" и он хотел бы предложить мне в нем место. Естественно, я сразу согласился. Никакие другие условия меня не интересовали: начать тренерскую карьеру, работая с Лобановским да еще и в родном клубе, - иного счастья и желать не надо.
Сомнений у меня не было никаких. Если выпадает такой шанс и ты внутренне уверен в себе, то над чем раздумывать? Ведь только на деле ты можешь проверить себя, а все остальное - лишь пустые слова. Если ты хочешь работать тренером, то лучше шанса испытать себя, чем встать у руля такой команды, не надо. Да, конечно, тяжело работать в великом клубе. Но если искать в жизни вообще и в тренерской работе в частности легкие пути, то не стоит браться за дело".
14 июня 2002 года. Именно с этого дня Алексей Михайличенко официально встал у руля киевского "Динамо". "Это один из самых талантливых тренеров в Украине, специалист, который будет следовать традициям Валерия Васильевича Лобановского. А сохраняя эти традиции, уверен, мы добьемся новых успехов", -- сказал, представляя Алексея Михайличенко в должности главного тренера, президент "Динамо" Игорь Суркис.
"Первым человеком, который узнал о моем назначении, стала жена. Она осознавала, какая огромная ответственность ложится на мои плечи. Но в то же время Инна понимала, что по-другому я поступить не могу.
В сложные моменты у меня есть с кем посоветоваться. У нас просто отличная тренерская команда, в клубе достаточно профессиональных людей. Кроме того, я постоянно ощущаю безграничную помощь и поддержку от президента клуба.
Валерий Васильевич готовил нас, хотел, чтобы мы стали его последователями. Но неправильно говорить: "Прошел школу Лобановского". Ее нельзя пройти. У Лобановского можно было учиться всю жизнь".
К слову, футбольный мир вполне мог узнать и еще одного Алексея Михайличенко - младшего. Но Алексей Алексеевич не пошел по стопам отца: "Когда мы уехали в Италию, Лешке было семь лет. Потом мы переехали в Шотландию... Тяга к футболу у него была, но больше на словах, а не на деле. Признаться, я не видел, что без футбола он не может. А сказать, что возьмите парня в футбольную школу только потому, что это мой сын, я не решился. На мой взгляд, я сделал правильно. У Леши много интересов - языки, компьютер. Уверен, он реализует свои мечты в другом деле".
"Требования к "Динамо" никто не снижал"
Пути-дороги в самостоятельной работе Алексея Александровича не устланы розами. На команду обрушилась эпидемия травм, при этом необходимо было решать первую из поставленных задач - пробиться в Лигу чемпионов. В итоге цель была достигнута. Платить же за достойное выступление в элите континентального футбола пришлось немало - команда, принципиально отказавшись от переносов поединков на внутренней арене, закончила первый круг на непривычно низком для себя четвертом месте.
"Трудно найти этому однозначную причину. Но если все сложить в одно целое и проанализировать, то можно сделать определенные выводы. Нашим потерям в чемпионате можно найти объективные и субъективные причины. Да, у нас была эпидемия травм, но основная причина - это матчи Лиги чемпионов. Если матчи команды проходят через два-три дня, а состав при этом обновляется на 60--70 процентов, то о стабильности говорить не приходится - ребятам тяжело и психологически и физически восстанавливаться.
Да, мы стремимся иметь два равноценных состава. Но такое не могут позволить себе даже самые авторитетные клубы Европы. При этом я не снимаю ответственности с себя. Ведь это первый чемпионат, который проходит для нас по такой жесткой схеме, и, возможно, были и тренерские просчеты. Но в этой ситуации, к сожалению, не получается учиться только на ошибках других клубов", -- таково мнение Алексея Александровича.
При этом главный тренер "Динамо" очень рассчитывает и на поддержку болельщиков: "Обидно, когда выходишь на игру чемпионата как на тренировку - при полупустых трибунах. Особенно после заполненного стадиона в Лиге чемпионов. Те же западные клубы не испытывают таких психологических проблем. К примеру, лондонский "Арсенал" что в Лиге, что в чемпионате Англии играет при переполненных трибунах. Да и соперники у него примерно равного класса -- и не нужно искать дополнительную мотивацию.
Но таковы реалии сегодняшней жизни. Она стала разнообразнее. Да и уровень чемпионата Украины не всегда удовлетворяет запросы зрителей. Если шесть лет подряд смотреть "вживую" Лигу чемпионов, то интерес к чемпионату упадет. Но в нынешнем чемпионате нам очень важна поддержка команды. Ее тяжело оценить, настолько она важна.
Ведь "Динамо" не опустило планку, которую мы подняли за много лет удачных выступлений. Кубок, чемпионат, Лига чемпионов -- мы об этом не забываем. Но бывают моменты, когда идет перестройка и очень важно, чтобы при этом процессе команда не потеряла свое лицо".
"Тренер не может быть полностью доволен комплектованием команды"
На зимний перерыв команда Алексея Михайличенко ушла с полной решимостью восстановить статус-кво. Для этого в межсезонье была проделана огромная тренировочная работа, просмотрено с десяток футболистов и при этом, впервые за много лет, не сделано ни одного приобретения.
"На это есть несколько причин. У нас идет плановая селекционная политика. К тому же не стоит забывать, что во второй половине минувшего года к нам пришло довольно много новых исполнителей. И можно утверждать, что в "Динамо" достаточно классных исполнителей. Те же футболисты, которых мы просматривали, не могли усилить игру нашей команды.
Мы подбираем футболиста не только по цене или по возрасту. Основной критерий - чтобы человек раскрыл себя в тех тактических построениях, которые исповедует киевское "Динамо". Ломать игру команды ради одного человека, даже если это звезда мирового масштаба, никто не собирается. Селекция строится таким образом, чтобы человек, пришедший в "Динамо", усиливал игру команды, не теряя при этом свою индивидуальность. Но на первом месте все же - командная игра.
Тренер никогда не может быть полностью доволен комплектованием, и мы постоянно находимся в поиске. Мы ищем новых игроков практически на каждую позицию - нужно, чтобы была здоровая конкуренция и тем самым улучшалась игра команды. При этом важно предугадать, какие проблемы могут возникнуть в команде завтра. Если проблема возникает "завтра" и "завтра" ее начинать решать, то будет уже поздно".
40 лет. Именно столько исполняется Алексею Александровичу 30 марта. Для футболиста - срок почтенный. Для тренера - время для разгона. А для человека... Просто очередной день рождения?
Сам главный тренер самого титулованного украинского клуба относится к этому по-философски: "Жить нужно каждый день. Да, я прекрасно помню те моменты, когда получил первую золотую медаль в "дубле", завоевал первый Кубок страны, звание чемпиона СССР, олимпийскую медаль.
Нужно ставить перед собой сложные задачи и решать их. А потом двигаться дальше. Обязательно двигаться дальше. Моя активная футбольная жизнь уже давно закончилась. Она осталась на фотографиях, в моей памяти. В большей степени, что особенно приятно, она остается в памяти людей.
Сейчас же у меня другие цели. Самое основное - создать хорошую команду, которая бы смогла показывать футбол, который все от нее ждут. Тот футбол, который демонстрировали команды под руководством Валерия Васильевича. Это важно не только для его памяти. Это важно для всех нас, для "Динамо", для Киева".
Автор материала Валерий НОВОБРАНЕЦ (Команда)