В субботу в конференц-зале стадиона «Динамо» прошел вечер памяти выдающегося театрального актера и спортивного комментатора Котэ Махарадзе, в рамках которого состоялся показ фильма про выдающегося грузина, ушедшего от нас в декабре прошлого года.
Даже скупые архивные кадры сумели передать глубину и широту души батоно Котэ. Его, кажется, любили везде. В какой бы город он не приезжал с гастролями своего театра или в качестве комментатора, везде чувствовался повышенный интерес к персоне обаятельного грузина.
Вечер памяти Котэ совпал с гастролями в Киев театральной труппы его вдовы Софико Чиаурели. Многочисленные украинские друзья и поклонники актрисы до сих пор поражаются стойкости Софико, во что бы ни стало решившей продолжить и закончить дело и смысл последних лет жизни Котэ – построить в Тбилиси театр.
Софико Чиаурели: «В лексиконе Котэ не было слова «нет». Ведь в чем состояло главное качество его репортажей – в доброте. После его трансляция никто не обижался. Даже соперников наших команд он не критиковал, находя точные слова, подчеркивающие их достоинства. Возможно, поэтому у него было море друзей среди спортсменов.
Есть люди, которые даже в молодости кажутся старыми. Им неинтересно жить, они постоянно хнычут, жалуются, обижаются. А Котэ, в свои 75-ть, выглядел просто мальчиком. Он был создан для жизни и сам до последней минуты не верил, что когда-либо наступит конец».
На вечере памяти слово взяли украинские друзья и поклонники Котэ Махарадзе, представители грузинской диаспоры: посол Грузии в Украине Гия Катамадзе, вице-президент ФФУ Борис Воскресенский, писатель Дэви Аркадьев, футболисты Йожеф Сабо и Владимир Мунтян, журналисты Александр Липенко и Александр Гливинский и многие другие.
Интересную деталь заметил ветеран динамовцев середины 70-х Владимир Мунтян: «Котэ частенько выезжал с нами на матчи сборной СССР. Он был в прекрасных отношениях со всеми футболистами и тренерами команды, которые не могли не отвечать ему взаимностью. Даже непродолжительные минуты общения с ним, например, в самолете или в автобусе, заряжали нас энергией. После этого мы просто не могли плохо играть, хотя знали, что в комментарии Котэ это никогда не отметит. Нам просто было бы стыдно перед ним».
Известная грузинская поэтесса Эмма Кшуташвили в готовящейся к выходу книге один из стихов посвятила своему любимому Котэ.
МИГ ОСМЫСЛЕНИЯ КОНЦА
Трудно в простых словах
Выразить нашу скорбь! –
Унес крыльев размах
От мира сего врозь твой дух.
Но исчез страх,
Канув в объятия роз.
Всему отпущен срок,
И жизнь покинет Свет,
Отдав концы в оброк, -
Не сгинет зайцем след.
Что остается! – Виток
Души в пространстве другом…
Вдруг нас изменит рок
Перед высшим, строгим судом?
Наш дорогой Уриэль, -
Мудрый держатель вех,
Красивый, как стройная ель, -
Ты будешь сиять вовек!
С футболом не разведет
Тебя никакой раскол…
С тобой ему бег и лет
С ним ты связан родством.
Уже через 20 лет
В живых не будет нас…
Гласит людской завет, -
Всем в землю исчезнуть с глаз.
Ты не изменишься, Нет!
Но в образе каком
Встретим тебя, - тот Свет
Пройдя насквозь потом!
Не свидимся, может, совсем,
В лицо там тебя не узнав…
Кто даст нам точный ответ?
В конце тишь, - в тайных узлах.
Уриэль Акоста – главный герой в одноименной пьесе, которого блестяще сыграл Котэ Махарадзе.