Валерій Пустовойтенко: «За «Динамо» став вболівати вже міністром»

Валерій Пустовойтенко: «За «Динамо» став вболівати вже міністром»

Среди болельщиков, регулярно посещающих матчи с участием «Динамо», немало известных в стране, как теперь принято говорить, «узнаваемых» людей. К их числу справедливо можно отнести Валерия Пустовойтенко, который уже более десяти лет старается не пропускать ни одной важной игры динамовцев. Бывший премьер-министр Украины, четыре года возглавлявший национальную Федерацию футбола, находит время для футбола всегда, какую бы должность он ни занимал, где бы ни приходилось ему жить. В просторном кабинете офиса по улице Саксаганского, где мы встретились с Валерием Павловичем, о футболе напоминала целая галерея трофеев, кубков и сувениров.

- Сейчас я возглавляю Фонд содействия футболу, поэтому с любимой игрой связан не только душой, но и непосредственно. Нашим фондом закупается форма для футбольных команд, другое оборудование, нужное для футбола. Им мы обеспечиваем тех, кому это необходимо.

- Валерий Павлович, нас вы интересуете, прежде всего, как болельщик «Динамо»…

- До этого звания мне еще надо было дорасти…

- Это как?

- А так, что сам я родом из Березани, что в Николаевской области. И первым моим футбольным пристрастием было вовсе не «Динамо», а одесский «Черноморец». Когда я молодым парнем приехал в Одессу учиться на токаря, там была такая футбольная жизнь, рассказ о которой сегодня может вызвать у молодых людей недоверие. Но так было. Футбольная Одесса тогда была разделена на два «враждующих» лагеря. Одна половина города болела за армейскую команду, которую одесситы между собой называли не СКА, а по-старому, ОДО (Одесский дом офицеров). Другая половина города болела за «гражданскую» команду. В таком соперничестве СКА и «Черноморец» вместе дошли до высшей лиги СССР. Футбольные болельщики собирались в одесском парке и спорили о футболе практически круглосуточно.

- Вы тоже спорили?

- Я был для этого еще слишком молод. То есть сам еще мог играть. Играл, причем, довольно неплохо. Кстати, Леню Буряка я помню еще с тех лет, он занимался в группе младшего возраста и выделялся своей игрой. Как футболист я вряд ли интересен широкой публике, но скажу, что играл много лет и небезуспешно. И до армии в Одессе, и в армии, и после. Скажу только, что окончательно закончил играть я уже в Днепропетровске, когда совмещать выступления на футбольном поле и руководящую работу на производстве уже было невозможно.

- В Днепропетровске вы «доросли» до председателя горсовета. И продолжали болеть за «Черноморец»?

- Должен сказать, что лучшие игры «Черноморца» шестидесятых годов я помню до сих пор. Такое не забывается. То была действительно народная команда, приносившая людям радость. Хотя ничего большого и не выигравшая. Зато каждый матч против того же московского «Спартака» был событием для Одессы на несколько недель. А таких матчей в год было более десяти. Каждого тура чемпионата город ждал с нетерпением, обсуждали будущего соперника, прикидывали шансы, ну и болели самозабвенно. В Днепропетровске же мне пришлось заниматься не только футболом, но и спортом вообще, как руководителю. Еще только приехав в этот город, я был восхищен развитием спорта. Спортзалы, стадионы, детские школы по разным видам спорта работали в каждом районе, были прекрасные тренеры, настоящие энтузиасты. Руководители предприятий не жалели для спорта сил и средств, понимая его роль в жизни людей. Наградой за это была настоящая массовость спорта и, как следствие, успехи днепропетровских спортсменов, среди которых были и олимпийские чемпионы, и чемпионы мира. Команда «Днепр» в восьмидесятые годы стала одним из лидеров советского футбола. Естественно, что живя и работая в Днепропетровске, я не мог быть равнодушным к «Днепру».

- А в Киеве?

- Вспоминаю один свой разговор с коренным киевлянином, состоявшийся вскоре после моего переезда в столицу. «Ты еще не болеешь за «Динамо»? - спросил он. - Если нет, значит, ты еще не киевлянин». Так у меня и вышло, стал киевлянином я не сразу, и болеть за «Динамо» начал уже в девяностые годы.

- Это случилось до того, как в 1996 году вас, члена правительства, избрали президентом ФФУ?

- Не хочу, чтобы это выглядело как комплимент самому себе, но выступления «Динамо» и сборной Украины второй половины девяностых годов люди помнят до сих пор. Думаю, что причиной этого был не только талант футболистов и тренеров, но и порядок, наведенный в те годы в нашем футболе. Футбол стал тогда государственным делом, была принята комплексная программа развития футбола. Плоды той нашей работы особенно хорошо видны теперь, когда отстроенная в конце девяностых структура национального футбола стала давать результат.

- Ваше личное участие было непосредственным, или вы только давали указания?

- Чем бы я в жизни ни занимался, всегда старался проявлять инициативу лично. Из тех лет больше всего запомнился эпизод, когда нужно было уговорить Валерия Лобановского принять должность тренера сборной Украины. Прежде всего надо было найти место, где я мог бы спокойно поговорить с Валерием Васильевичем, изложить ему свои аргументы в пользу положительного решения вопроса с его стороны. Встречу организовали в офисе Народно-демократической партии, которую я тогда возглавлял. Но журналисты об этом таки «пронюхали», начались предположения насчет политического использования футбола моей партией, в то время как клубом «Динамо» руководили представители другой партии… Позже все разъяснилось, и Лобановский успешно, считаю, поработал с главной командой страны. Возможно, это решение нужно был принять еще раньше. Но время назад не повернешь.

- И того «Динамо», которое было у Лобановского в конце девяностых, тоже уже нет. Почему, по-вашему, нынешнее поколение динамовцев не может выйти на уровень тех лет?

- У «Динамо» есть грамотные тренеры и авторитетные руководители. Не думаю, что я вправе давать им советы. Скажу только по ощущениям. В девяностые годы сложилось так, что практически все «Динамо» играло за сборную Украины. Игры сборной и выступление клуба в Лиге чемпионов шли параллельно и несли, мне кажется, один общий заряд, общий настрой. Динамовцы тех лет продолжали считать себе сборной страны, и потому, мне кажется, играли вдохновенно. И люди, приходившие на стадион, это чувствовали. Теперь же мастерство игроков часто существует не вместе с настроем, а как-то параллельно. Думаю, что международные успехи придут к «Динамо» тогда, когда команда вновь станет если не в полном составе сборной страны, то хотя бы на две трети.

- После вашей футбольной молодости не грустно видеть сегодня полупустые трибуны стадионов?

- Ту структуру футбола, которая была в шестидесятые годы, когда на каждом предприятии проводился свой футбольный чемпионат, а игры на первенство Днепропетровска или Одессы были по уровню не хуже нынешних матчей профессиональных команд, уже не возродить. Надо быть реалистами. Надо делать акцент на работу с молодыми футболистами, среди которых обязательно найдутся и талантливые, и очень талантливые. Я знаю, что в этом направлении работают и Федерация футбола, и ведущие клубы, в том числе «Динамо». Плоды этой работы придут не сегодня. И стадионы наши вновь заполнят уже новые поколения болельщиков. Тех, кто сегодня получает в школах уроки футбола. Главное - не останавливаться, работать на перспективу, не забывая о необходимости побеждать уже сейчас. Думаю, что в «Динамо» это понимают. И верю, что мы еще не раз вместе порадуемся большим победам любимой команды.

Николай Несенюк, журнал «Динамо Киев» (февраль 2007)

Інші новини

Титульний партнер
Технічний партнер
Офіційний партнер