Заздрості свято невідоме

Заздрості свято невідоме

Говорят, вице-премьеру по гуманитарным вопросам Николаю Томенко не чуждо увлечение спортом. Правда, индивидуальные виды для политика вредны, считает он, предпочитая "что-то массовое". Скажем, футбол. Говорят, сам поигрывал, находя для мяча время между предсказаниями политической погоды, борьбой за нравственность и изучением особенностей национальной любви. Любопытно, удается ли назначить свидание кожаному другу сейчас, в водовороте государственных будней? Или же, за неимением свободной минутки, все дело ограничивается теорией?..

Живой интерес к положению дел в киевском "Динамо" обозначается паном Томенко не впервые. То его волновало строительство оздоровительного комплекса клуба на Закарпатье. То, пустив скупую слезу по "плачевным спортивным результатам некогда всемирно известного" коллектива, Николай Владимирович попытался связать их с надвигающимся банкротством. А теперь, вот, требует у акционеров ФК доплаты за "государственный пакет акций", который, по его мнению, в момент приватизации был приобретен по заниженной цене. Иначе, мол, "Динамо" должно быть возвращено государству. Или - обрести новых
хозяев.

"Футбольный клуб "Динамо" (Киев) никогда не проходил процесс приватизации, потому что никогда не был государственной собственностью, - поясняет Виктор Медведчук, в начале 1990-х возглавлявший юридический департамент клуба. - Любые разговоры на эту тему с точки зрения права абсурдны, а с политической - беспочвенны... Киевское "Динамо" - национальная гордость Украины. Люди, которые им руководят, сделали все возможное, чтобы футболисты и тренеры работали в нормальных условиях. Что значит, придут новые хозяева?.. Мы же не в 1937 году живем. Думаю, миллионы украинских болельщиков сумеют отстоять свой любимый клуб. Да и мы не из тех, кто опускает руки и идет сдаваться".

Правовую и финансовую оценку провокационным сентенциям вице-премьера пускай дадут специалисты. Мне хочется затронуть спортивный и социальный аспекты проблемы.

Для начала - краткий исторический экскурс. Профессиональным футбольным клубом, базирующимся на хозрасчете, киевское "Динамо" стало 3 января 1989 года. До этого самый титулованный коллектив советского футбола, по сути, пребывал под материальной опекой республиканского МВД, формально находясь в ведении Украинского совета общества "Динамо". Настолько формально, что динамовский стадион по улице Кирова, 3, тренировочные базы на Нивках и в Конче-Заспе, а также детская школа оказались без средств на содержание и эксплуатацию.

Молодецкий задор первого руководства во главе с Виктором Безверхим иссяк довольно быстро. Стартовая волна футбольной эмиграции, обретение Украиной независимости (в том числе - футбольной) и постижение законов рыночной экономики оказались непосильным испытанием для вчерашних комсомольских секретарей.

Четыре года спустя, когда киевское "Динамо" стало акционерным обществом, проблема состояла уже не только о том, что стадион и базы нуждаются в ремонте. В залоге находились автомобили и квартиры футболистов, автобус, манежи и административные здания. Чемпионы и обладатели кубка страны мысленно прощались с заслуженными премиальными, не знали, состоится ли запланированный предсезонный сбор, и вместо минералки после тренировок утоляли жажду водой из-под крана. Долги составляли около двух миллиардов тогдашних карбованцев и двух миллионов долларов, а банковские санкции за невозвращение кредитов ежедневно увеличивали дефицит на семь тысяч "у.е.". Ведущий отечественный клуб готовился стать банкротом...

Тогда, в июле 1993-го, тендер на замещение вакантных должностей меценатов "Динамо" не объявлялся. Поди и не больно-то желающих было. Но поблекшее и безжизненно обвисшее знамя лидера украинского футбола было кому подхватить. "Мы пришли в команду работать, и будем делать свое дело честно, - говорил тогда новый президент АО Григорий Суркис. - А как только поймем, что не справляемся, подадим в отставку, не хватаясь за свои кресла".

Результаты деятельности братьев Суркисов и их партнеров-акционеров известны даже тем, кто из Шевченко знает только Тараса, не отличает Белькевича от Хацкевича и, думает, что Диого и Ринкон - это два разных игрока. Одна грань этой работы - возвращение Лобановского, появление Шевченко-футболиста, гостившие в Киеве четверть- и полуфинал Лиги чемпионов, постоянное участие динамовцев в групповых турнирах самого престижного евротурнира и костяк для национальной сборной.

Другая - строительство инфраструктуры, которой нет равных во всей Восточной Европе: дворец-оазис в Конче-Заспе, где готовятся к своим матчам и сборные страны, ремонт динамовской арены, превращение ветхой базы на Нивках в ультрасовременную детскую школу и возведение тренировочных комплексов в разных регионах страны. И, кстати, затраты на их возведение и эксплуатацию эксперты-оценщики назовут пану Томенко с не меньшей точностью, чем стоимость активов, приобретенных спасателями "Динамо" в 1993-м.

А вот еще одну грань не измерить очками и голами, гривнами и долларами. Речь - о международном имидже, завоеванном для Украины динамовцами последнего десятилетия - игроками и тренерами, в форме клуба и сборной, на родине или в загранкомандировках - "миланах", "арсеналах", "вердерах" и т.д. "Динамо" действительно сохранено как гербовая печать страны, и имена тех людей, кто не дал брэнду умереть, не стоит повторять.

Кстати, о брэнде. На самом деле попытаться состричь купоны можно только с торговой марки первой команды прославленного клуба - той, что участвует в Лиге чемпионов. А ведь есть еще дубль, второй и третий коллективы, шлейф из забот о юниорах, юношах, подростках, ветеранах. Все они - упрямая статья расходов клуба. Расходов, которые растут год от года, независимо от того, какую сумму премиальных УЕФА заработают в Лиге чемпионов Шовковский, Белькевич и Верпаковскис с партнерами, пополнится ли "основа" очередным бразильцем или когда продадут в "Милан" еще одного Шевченко. Да, Шевченко рождаются не каждый год. И даже не каждые десять лет. Уже одно только появление третьего за историю Украины обладателя "Золотого мяча" оправдывает существование при клубе детской школы. А то, что в сегодняшней первой команде доморощенных игроков по пальцам можно пересчитать, не дает оснований говорить, что детские тренеры зазря хлеб едят. "Аякс", славящийся лучшим на весь мир "инкубатором", тоже не гнушается прибегать к услугам легионеров...

Все выше изложенное почему-то не учитывается в рассуждениях пана Томенко о трансферной политике "Динамо" и "Шахтера". Приблизительная логика такова: раз они в состоянии покупать дорогостоящих бразильцев, то должны вложить деньги и в отечественный спорт. Жаль, не подсказывает конкретный счет в банке. Или хотя бы направление деятельности.

А что, почему бы успешных футбольных бизнесменов - Суркиса и Ахметова - не обязать подтянуть до таких же высот, скажем, хоккей или гандбол?! Вон, "Сокол" уж давно похож на драную курицу, а "Спартак" из всепобеждающего гладиатора превратился в раба обстоятельств. Других-то меценатов на горизонте не видно. То одни появлялись, то другие, да, наигравшись, все куда-то сплыли. А затем, лет через пяток, когда мастера клюшки и рукодельницы мяча завалят нас медалями и кубками, с господ Суркиса и Ахметова можно будет еще и дополнительную копеечку сбить. Ведь и "Сокол", и "Спартак" - это брэнды, традиции, история и слава! Кто там еще остался - "Будивельнык" с "Авиатором"? Все в порядке живой очереди...

Многие ли из вас, дорогие читатели, знают, кто владеет одним из самых богатых футбольных коллективов мира - мадридским "Реалом"? Флорентино Перес и хунта - правление клуба? Нет, не угадали. И "Реал", и "Барселона" принадлежат болельщикам. Те вносят определенную сумму за право являться членами прославленного клуба, пользоваться некоторыми его спортивными аренами, получать обусловленный набор атрибутики, приобретать вне очереди абонемент и... избирать президента. А тот уже пускай занимается спонсорами, инфраструктурой, трансферами. контрактами и прочей кухней.

Так, может, прав вице-премьер в горячем стремлении отдать народное "Динамо" народу? Будем сами заботиться о благополучии любимой команды, платить зарплату Клеберу и Гавранчичу, выбирать место предсезонных сборов и расчищать от снега стадион имени Лобановского. Что, что там говорят скептики? Что за билет на матч с "Таврией" или "Борисфеном" придется вместо одной гривны платить эквивалент 10 евро, а за визит "Шахтера" или "Днепра" (не говоря уже о "Реале" или "Байере") - от 30 до 70 европейских "баксов"? Что членство в клубе окажется не по карману "пересічному громадянину"? Ерунда, ведь если не завтра, то послезавтра точно "від Сяну до Дону" настанет всеобщее благоденствие.

Наверное, так думали хозяева дортмундской "Боруссии", пару лет назад выходя на биржу с акциями клуба, боровшегося за самые высокие места в бундеслиге и скупавшего игроков за десятки миллионов. Слыхали, что сейчас с командой из Рура - этого германского Донбасса? Совсем скоро среди профессиональных коллективов ее уже может не оказаться, и ни местные, ни центральные власти не пошевелят ни пальцем, ни нервом, чтобы спасти гордость немецкого футбола.

Народовластие истинно, когда оно не только в умах, душах и на бумаге, но и, извините, в кошельках. А островки благополучия вроде киевского футбольного оазиса, увы, еще нескоро сольются в материк под названием Украина. Поэтому и "Динамо" нескоро будет зависеть от наших с вами доходов. К счастью и для команды, и для нас. Сегодня, приходя на трибуны в дождь и мороз, мы даем ей куда больше пары смятых гривен. И получаем соответственно. На зависть фанатам "Боруссии", итальянских "Лацио" и "Пармы", греческого АЕКа и московского "Спартака".

Еще Геродот сказал: лучше быть предметом зависти, чем сострадания. Пускай же наше "Динамо" вызывает зависть как можно дольше. Правда, лучше все-таки не у тех, кто живет и работает через дорогу...

Юрий КОРЗАЧЕНКО
"Киевские Ведомости"

(друкується мовою оригіналу

Інші новини

Титульний партнер
Технічний партнер
Офіційний партнер