За почти девять лет, проведенных в «Динамо» Максим Шацких забил почти сто пятьдесят мячей. Это больше, чем все остальные динамовские форварды вместе взятые! В динамовской атаке Шацких успел стать такой же значимой фигурой, как, к примеру, Шовковский в воротах. Свидетельство тому - капитанская повязка на руке узбекского футболиста.
- Лишь четверо игроков - Шовковский, Ващук, Несмачный и Луценко, пришли в «Динамо» раньше тебя. Помнишь, как тебя, молодого игрока из первой российской лиги, приняли в «Динамо»?
- В конце 90-х годов собранный Лобановским коллектив показывал максимум своих возможностей. Про достижения команды в Лиге чемпионов хорошо знают все любители футбола. Это стало возможным, во многом, благодаря атмосфере внутри коллектива, уважительным отношениям между игроками, помогающим находить общий язык на футбольном поле и за его пределами. Поэтому пресловутая адаптация, о которой так много говорят, прошла для меня практически незаметно. Ребята приняли, тренер доверил место на поле. Первый сезон вообще сложился очень удачно. Из новых партнеров больше всего сдружился с Валиком Белькевичем.
- Пара Белькевич-Шацких наводила шорох на вратарей. Можете назвать Валентина идеальным «подносчиком снарядов»?
- Да. Человек великолепно владеет пасом, хорошо видит поле. На тренировках мы часто работали в паре и в игре понимали друг друга, как говорят, с полуслова. Его уход из «Динамо» совпал с приходом тренера Юрия Семина, который строит игру в несколько иной манере. Но все равно, об игре вместе с Белькевичем и другими ребятами начала 2000-х годов вспоминаю с удовольствием.
- Форвардов принято сравнивать с голодными волками, охотящимися за добычей в виде забитых мячей. Вы, напротив, не наделены эгоизмом и предпочитаете коллективный футбол...
- Возможно, в какой-то степени я от этого и страдаю. Но что поделать! Все тренеры «Динамо» были приверженцами комбинационного футбола. Иногда и мне хочется пробить по воротам, но если увижу свободного партнера, находящегося на чуть лучшей позиции, без раздумий отдам ему мяч. Это не только мой стиль игры, таков мой характер. Все мы работаем на одно общее дело, на одну команду.
- Кто был вашим кумиром в молодости, игра какого нападающего была ориентиром и образцом для подражания?
- Таковых никогда не было. Больше всего обращал внимание на игру моего брата Олега. Он тоже был нападающим, причем тоже много забивал. Но стиль игры у нас разный. Олег поменьше ростом, с хорошей стартовой скоростью, на поле постоянно в движении. В середине 90-х, когда я делал первые шаги в футболе, его признали лучшим футболистом Узбекистана. Это был лучший пример для наследования.
- Достижение брата - давно пройденный этап. В Узбекистане вас признавали лучшим целых четыре раза!
- Значит, игра Олега в молодости была хорошим примером. Я не очень обольщаюсь по поводу всех этих титулов. Вокруг футбола много субъективизма, превосходства эмоций и внешних атрибутов над здравым смыслом. Приятно, что в Узбекистане ценят меня как футболиста, доверили в сборной страны капитанскую повязку. Стараюсь отвечать той же монетой в играх за национальную сборную моей родины. Для меня это очень важная часть футбольной жизни.
- Ты вплотную подобрался к отметке в сто пятьдесят мячей за «Динамо», и сто мячей в чемпионате Украины. Ставил ли ты перед собой цель забить определенное количество мячей за карьеру?
- Нет, не вижу смысла зацикливаться на статистике. О ней чаще всего узнаю от друзей, или от журналистов. Дома учет моих достижений ведет жена. Она занимается оформлением уголка, в котором собраны все мои награды. Гостям, которые приходят к нам домой впервые, объясняю, откуда и за что такая-то медаль. Но в основном круг наших друзей постоянен и такие вопросы возникают не часто.
- Случались моменты, когда ты не был согласны с решением тренера? Мог подойти и объяснить свою позицию?
- Тренер отвечает за результат команды, а мое дело выходить на поле и выполнять его установку. Во всяком случае, в футболе приняты такие правила. Бывает, конечно, периоды несогласия. Я очень сомневаюсь, что, выслушав мое мнение, тренер что-то начнет менять. Каждый должен заниматься своим делом.
- Какой тренер лучше, тот, кто объясняет игрокам мотивы своего решения, или тот, кто просто ставит их перед фактом?
- Если тренер считает нужным, пусть объясняет. В футболе ведь разные ситуации случаются. Пусть лучше тренеры советуются между собой. Наше дело - получать четкие задания. Иногда, правда, хочется услышать, почему тебя заменили или оставили в запасе. Но это рабочие моменты, о которых с тренером говорить не принято. Своеобразная корпоративная этика.
- Насколько тебя мобилизует критика тренера и болельщиков, неудачи команды? И наоборот, расслабляют ли успехи команды и комплименты в твой адрес?
- По натуре я человек самокритичный. Мне нужно время, чтобы отойти от поражения или просто плохой игры команды. Так, к примеру, было после мартовской встречи с ФК «Харьков». Я вышел на поле с капитанской повязкой, что налагало определенную ответственность. Мы в этой игре победили, но выглядели не очень убедительно. Словом, это была для нас неудачная игра. Мне потребовалось день-два, чтобы забыть ее и настроиться на новый матч. Гораздо проще психологически тогда, когда все удается. Здесь главное - не успокоиться. В любом случае, время после матчей провожу в семье. Вместе с женой Олесей и двумя дочерьми.
- Ты смог бы сформировать символическую команду из лучших игроков, с которыми приходилось когда-либо играть?
- Сложный вопрос. Не люблю я опросы, рейтинги и тому подобное. Но если выбирать по амплуа, место в воротах за Шовковским. В центре защиты Ващук и Головко, на флангах Несмачный и Дмитрулин. В средней линии поля хозяйничают Хацкевич, Гусин и Косовский, плеймейкер - Белькевич. Если это моя команда, то одно место в нападении отведу для себя. Второе - для Сергея Реброва. Вышло, что я назвал состав «Динамо» образца 1999-2000 годов. Первым ушел Ребров, затем Косовский… Кандидатура тренера не обсуждается. Конечно Валерий Васильевич Лобановский.
- В этой символической команде нет игроков сборной Узбекистана. Почему?
- Потому что динамовцев знаю намного лучше и, по-моему, они объективно сильнее. Среди моих товарищей по сборной Узбекистана разве что Мирджалол Касымов в эту команду пройдет. И то в запас. Он у меня первым на замену выйдет. Об остальных ребятах ничего толком сказать не могу. За чемпионатом Узбекистана я не слежу, а в сборной по двум-трем дням сложно делать выводы.
- Есть ли у тебя «неудобные» защитники?
- У каждого игрока, независимо от игровой позиции, есть свои сильные и слабые стороны. Как играть против многих защитников в чемпионате Украины я знаю. Стараюсь использовать свой опыт. Кроме этого тренеры перед игрой дают нам информацию об игроках соперника. Часто она бывает очень полезной.
- Твоими первыми партнерами по нападению в «Динамо» были Венглинский и Деметрадзе. С тех пор через команду прошло около двадцати форвардов. Расскажи, как тебе удается всегда быть в форме и выдерживать конкуренцию?
- В «Динамо» на каждое место на поле всегда есть по несколько претендентов. Конкуренция позволяет держать себя в тонусе, не дает права на малейшую слабость. Для спортсмена это хорошо. За те годы, что и играю за «Динамо», в команде всегда было одновременно не менее трех-четырех нападающих. Учитывая то, что во многих играх команда играла с одним форвардом, место на поле было одно. Но, ничего, как-то справлялся. Работать нужно в полную силу, ни в чем себя не щадя. Иначе успеха не видать.
Дмитрий Шаповал, журнал «Динамо Киев».
(Публікується мовою оригіналу)