Интервью с президентом киевского «Динамо» Игорем Суркисом: про выступление в Кубке УЕФА, нового президента Премьер-лиги, украинизацию в «Динамо», общий стадион с «Арсеналом» Рабиновича.
- Игорь Михайлович, вот состоялась жеребьевка Кубка УЕФА, а Вы не присутствовали, это на фарт?
- Нет, я обычно присутствую. Действительно присутствую практически на всех жеребьевках, но на последней жеребьевке, которая нам дала в соперники «Валенсию» и «Металлист», так получилось, не был. Мы прошли эти команды, и я решил, что не стоит нарушать определенные традиции, решил не ехать.
- А Вы видите какой-то знак в том, что украинским командам выпали соперники их Франции, и что эти пары выходят в полуфинале одна на другую?
- Ну, знак в том, что жеребьевка честная, слепая, так сложилось, а могло быть и хуже.
- А Вам не кажется, что зрители не очень хотят матча «Динамо» — «Шахтер» в КУЕФА? Команды и так играют столь часто, что предпочтительней их посмотреть в матчах с иностранными коллективами?
- Ну, матч «Динамо» — «Шахтер» в КУЕФА желанен только потому, что это уже успех, и успех огромный, если два наши клуба пройдут в полуфинал европейского клубного турнира. А это будет невероятно сложно. В этом случае мы продвинемся в рейтинге, это будут очень важные рейтинговые очки для Украины. Ну и к тому же гарантированно одна команда уже будет в финале, и тут нужно отбросить клубные интересы — такой вариант ожжет стать достижением для всего нашего футбола.
- Мы Вас теперь должны назвать специалистом по французскому футболу. Вы за руку привезли в Киев двух футболистов из их Лиги Диакате и Бангура. Дайте, как знаток, Вашу оценку нашим соперникам в КУЕФА «Марселю» и «ПСЖ»!
- Ну, я не могу себя причислить к спецам по Франции, просто я там часто бываю, отдыхаю и работаю, и слежу за чемпионатом. Но, пожалуйста: у «ПСЖ» высококвалифицированный и амбициозный тренер, он завоевывал чемпионство в «Лионе», мы и сами его хотели видеть у себя в «Динамо» на работе, я этого не скрываю! Но в связи с тем, что семья его не захотела принять этот переезд, условия нашей жизни, то он не попал к нам в клуб. Ну и «ПСЖ», разумеется, так же опасен в четвертьфинале КУЕФА, как и любая другая команда, ведь на этой стадии все уже видят путь до конца и свет в конце туннеля. Поэтому теперь все уже будут биться за результат, яркий и зрелищный футбол в этой ситуации второстепенен.
- Ну, во Франции о «ПСЖ» говорят как о команде с великолепным составом, но отсутствием стабильности у звезд. А ведь в «Марселе» все наоборот!
- «Пари Сен Жермен» действительно обладает набором очень квалифицированных футболистов, и команда действительно в прошлом году финишировала в низу турнирной таблицы, я прекрасно помню их последний матч. Когда они еле выжили и остались в элите, они обыграли «Сошо» на последних минутах… Но ведь такое прогресс и говорит о многом! Даже, несмотря на нестабильность в этом сезоне, чередование ярких и провальных игр. И я бы хотел пожелать, чтобы как раз с нами они выдали именно блеклую игру. Но потенциал команды «ПСЖ» очень высок. И не надо смотреть на то, что «Марсель» обыграл «Пари Сен Жермен», на эти вещи смотреть не надо, и «Тулуза» следом обыграла «Пари Сен Жермен»… Просто «Марсель» на тот момент был сильнее парижан, может у них в «Марселе» скамейка оказалась длиннее, выводы из этого совершенно зря делают, что будет 9-го и 16-го все равно сейчас не скажет никто. И уж тем более сказать, кому будет легче, нам или «Шахтеру». Мы в «Динамо» должны после матча сборной собрать ребят, опять объединить их в тот кулак, каким они были всю весну, и в этом залог нашего успеха.
- А был ли у Вас разговор с Ле Гуэном вот сейчас, до или после жеребьевки?
- Нет, не было, я его просто не видел. Но я буду в Париже, и с удовольствием пожму ему руку. Даже можно и до игры! У нас действительно чудесные отношения. Недавно его агент, который тогда представлял француза на переговорах с нами — Запорожану, признался, что Ле Гуэн тогда уехал из Киева с готовым контрактом, и только его семья не позволила ему сюда переехать.
- Вы так долго говорили о том, что нужно продвигать украинских футболистов, но нынешняя украинизация «Динамо» состоялась как-то резко и неожиданно. Теперь украинцы главнее легионеров?
- У нас есть Гусев, у нас есть Несмачный и Богуш с Кравченко, у нас есть достаточное количество квалифицированных украинских футболистов. Я говорил об этом и раньше: появление Милевского, Алиева, Кравца, а еще и Зозули, Ярмоленко, это говорит о том, что мы делали по усовершенствованию инфраструктуры приносит плоды, и теперь инфраструктура заработала, заработали наши школы. Я семь лет вкладывал в это деньги, и естественно, что я теперь требую от нашей детско-спортивной школы молодых талантов. Порою меня обвиняли в том, что мы покупаем много иностранцев. Но это была вынужденная мера. Поверьте, я не меньший патриот нашей страны, чем те, кто кидает эти обвинения. И я хочу видеть в команде украинцев, но не искусственно или навязано кем-то. Украинцы должны вытеснять своею игрой из состава звездных легионеров. Тот же Кравец! Никто ему, или Милевскому, не гарантирует, что кто-то в какой-то момент не займет их место. Они должны быть на голову выше конкурентов. Мы не смотрим на паспорта, на лица, на зарплаты игроков. Известная всем философия: играют те, кто на данный момент сильнее.
- А как быть с вашим последним приобретением Гилерме? Насколько я понимаю, болельщики рады пока только тому, что он сменил Клебера, которого успели крепко разлюбить…
- Я бы хотел, чтобы по поводу этой ситуации люди не заблуждались. Клебер всячески показывал свое нежелание играть в «Динамо». Такие игроки в любом клубе не нужны. КПД от таких игроков никогда не получишь. Мы Гилерме хотели приобрести и раньше, но год назад трансферная цена этого футболиста нас не устроила. Гилерме был на виду у всего европейского бомонда. Его хотели очень многие известные клубы. Нам удалось совершить эту сделку, и я по сей день думаю, что она удачна. Но: время на адаптацию, на акклиматизацию, и главное, время на реабилитацию после серьезной травмы, разрыва задней поверхности бедра, порядка 6—7 сантиметров. Он два месяца не играл вообще в футбол, он сейчас только постепенно выходи на свой уровень, но и ему придется доказывать главному тренер, что он сильнее тех, кто сейчас играет. Ведь сегодня уровень игры «Динамо» весьма высок. И просто так из-за больших денег, которые за него выплачены, он ничего не получит. В свое время мы платили немаленькие деньги за Клебера, его трансфер сейчас был оценен в восемь миллионов, и мы доплатили при обмене на Гилерме еще семь миллионов, выходит 15 миллионов. Но все равно, это ему не гарантирует каких-то особы условий. На главного тренера я давить не буду, дай бог, чтобы такие футболисты как Гилерме сидели в запасе, а команда выигрывала!
- Вы сейчас полностью укомплектованы?
- У нас есть над чем работать. Мы с Юрием Палычем как раз об этом сейчас говорим, и у нас есть одна проблемная позиция. Я скажем так: или центральный или правый защитник.
- То есть две проблемные позиции?
- Нет. Учитывая, что Каддури и Несмачный играют слева, но Каддури может смещаться в центр, то правый защитник незаменяемый. Хотя вот вылетел Диакате, и в еврокубках уже мы чувствуем недокомплект. Для чемпионата Украины нет проблем, Асатиани-Михалик — великолепная связка, так же как и Саблич-Асатиани, даже мне очень по душе пара Михалик-Бетао в центре. С Металлистом было очень здорово. Но в этом случае страдает левый фланг защиты. Вот такой расклад. Хотя, если заглядывать вперед, то и переукомплектация тоже зло. Ведь все амбициозные ребята, все талантливые футболисты, они не могут сидеть на скамейке по полсезона. Вот Кравченко не попадает в заявку, не попадает Шацких последнее время, не попадает Ринкон, хотя он в великолепной физической форме, он сбросил вес! Не попадает молодой и перспективнейший Зазуля. Но у любого главного тренера все играть не могут. К сожалению, нужно время, для каждого из подготовленных 20 человек оно разное. Да, мы не варьируем так составом, как, допустим, «Шахтер». Но это видение главного тренера. Он может считать, что нужно, скажем, играть весь сезон 11-ю футболистами! Если есть результат, то его прерогативу у него никто не отберет. Ни я, ни Резо, в это никто вмешаться не может.
- Вы бегло обмолвились о Щацких, о Шовковском вообще, похоже, стали забывать?
- Шовковский, я считаю, это наш основной вратарь. В любом случае. Да, Богуш заиграл, но это хорошо с точки зрения конкуренции. У Максима Шацких летом заканчивается контракт. О его дальнейшей судьбе мы встретимся и поговорим в ближайшее время. Если он захочет продолжить карьеру в другом клубе, то я не стану чинить этому препятствий. Он вполне может еще свои два-три года поиграть, как и Ребров. Но сегодня он у нас в состав не попадает, он в этом смысле нормальный парень, он все понимает, ведь подросло новое поколение. Действительно у нас сейчас украинизация команды, и действительно мы сейчас будем меньше обращать внимание на иностранцев, а больше доверять своим. Но опять же, все это хорошо, если есть результат. И нам нужен перманентный результат, при чем планка его все время растет. Сегодня мы дошли до четвертьфинала Кубка УЕФА. Есть желание, и даже главным тренером поставлена такая задача — выиграть Кубок УЕФА. Я как президент клуба эту задачу поддерживаю и вот озвучиваю! И все, что касается моей составляющей, я сделаю. Не зависимо от того, простое сейчас время, или сложное. Наши футболисты, например, я считаю, лучше бегают с премиальными! В Донецке лучше бегают без премий, а наши игроки с премией. И мы эти суммы будем в еврокубках от этапа к этапу поднимать. Но даже если у нас не сложится даже сыграть в финале, сезон нужно признать успешным, ведь по сравнению с прошлыми голами сделан шаг вперед.
- А, кстати сказать, «металлист» Березовчук к вам за премией не приходил?
- Что я могу сказать?… Я все-таки немножко старше Алиева, который по поводу этого автогола довольно остро высказался, и я потактичнее. Я считаю, что Березовчук это сделал в силу ситуации. Ему, пожалуй, по сей день снится этот мяч, но это футбол! Не попади тогда мяч в бок Березовчуку, то мог бы пролететь на метр дальше и попасть к нашему футболисту. Господи, это ведь игра! Вспомните, сколько рикошетов Саша Шовковский пропустил, то я не помню, чтобы столько хоть один вратарь в Европе на пропускал. Бывает, что не везет, бывает, что даже такая карма виси над человеком, и все!!! Намного важнее было бы обратить внимание на то, на каком поле мы играли в Харькове эти два матча на чемпионат и на Кубок УЕФА! Это же ужас! Вот вы же были на нашей игре с «Арсеналом», вы помните, тоже дождь лил не переставая, но поле держит! Ступите на него, трава мокрая, но газон упругий, воды нету. Ко мне сейчас приезжали журналисты из Санкт-Петербурга, они спрашивают по-простому: почему в матчах с «Металлистом» фортуна улыбнулась вам? А я им просто и отвечаю, что мы вкладывали деньги, отстраивали инфраструктуру на протяжении 10 лет, а Александр Ярославский пришел в команду только пару лет назад. Рано еще! Пришел, и сразу выиграл, так ведь не бывает! Григорий Михайлович взял клуб «Динамо» в 93-м, а в 99-м мы играли в полуфинале Кубка Чемпионов, так ведь там тоже шесть лет прошло, и к тому же был великий тренер Валерий Васильевич Лобановский. У Ярославского сейчас тоже талантливый тренер — Маркевич. Большой психолог. Мы не знали Маркевича с этой стороны раньше. Видно он работал в командах с такими президентами, которые ему полностью не доверяли. А Ярославский всячески тренера поддерживает, и он раскрыл свой талант. Но Александр Владиленович очень правильно сказал: мы сейчас закончим с инфраструктурой, определенные средства освободятся, мы будем тратить уже на команду.
- Вы не собираетесь строить с Рабиновичем стадион?
- Наша кооперация с Рабиновичем закончилась (пауза), не начинаясь. У меня никогда не было такого уж рьяного желания строить стадион совместно с кем-то.
- То есть это был проект Рабиновича?
- Это была его идея, и если бы нашлась земля, мы бы рассмотрели ее. Делить сегодня такой брэнд как «Киевское Динамо» не очень хочется. У нас есть прекрасный стадион «Динамо» имени Лобановского«, 18 тысяч которого не заполняются на матчах внутреннего чемпионата. И необходимо сперва, чтобы он заполнялся, чтобы у меня был стимул, чтобы построить 50-титысячсный, 60-титысячный стадион. А нынче у нас есть возможность с этим обождать. И в связи с кризисом, и в связи, что мы еще не начали строить, потому что, если бы начали, то конечно бы заканчивали… Поймите, сейчас будет готов «Олимпийский» стадион. И тогда если перед нами встанет выбор, где играть, то тогда мы или переоборудуем наш семейный стадион под 25 тысяч мест с накрытием, а это возможно, но он не будет сертифицирован УЕФА! Я это сразу говорю, стадионы УЕФА сертифицируются от 30 тысяч, так что играть можно будет только во внутренних соревнованиях. К тому же при наявности в городе ультрасовременного стадиона «Олимпийский», вопрос, где проводить матчи Лиги Чемпионов, будет иметь простой ответ. Нам сейчас разрешают играть в еврокубках в виде исключения, ведь страна готовится к проведению Евро-2012.
- То есть Лига Чемпионов доживает на «Динамо» свой срок?
- Ну, естественно! Мы отыграем тут тот срок, который остался до введения в строй «Олимпийского». А потом будем платить за аренду и будем ждать, может земля подешевеет, может со вторых рук где-то, то купим землю под стадион и будем строить. Но хотелось бы, что бы «Динамо-Киев» и дальше ассоциировалось не с Бориспольской трассой, там можно купить и сейчас, и не с Броварской трассой или с Одесским направлением! «Динамо-Киев» это столица, это в центре, это вот стадион, это вот памятник Лобановскому, вот в этом всем и нужно оставаться. Если бы тут можно было найти место под стадион, то мы бы уже строили. Поэтому пока строительство стадиона временно у нас не на первом плане.
- Пока Вы выступаете за Рабиновича как за президента Премьер-лиги, Вы были за него при недавнем голосовании и против Томаса Курта из УЕФА.
- Я не за Рабиновича, я против иностранца. Я не понимаю, как иностранец будет работать на наш футбол, готов ли он полностью переехать в Украину с семьей, полностью отдаваться работе 24 часа в сутки. Так, как работала Профессиональная Лига! Я скажу откровенно, было противостояние ПФЛ и Федерации футбола. Мой брат президент ФФУ, Равиль Сафиуллин из ПФЛ и Ринат Ахметов были как братья родные. Сегодня это признано и никто это не опровергает. Так вот, Равиля Сафовича я мог найти тут в любое время суток, его гендиректора Попова мог застать на работе в любое время, они были моими оппонентами, но я их уважаю. Хорошо они работали или плохо, я не стану давать оценок, но у нас не было таких нелепых катаклизмов, которые случаются сейчас в Премьер-лиге. Сейчас то просто смена вывесок, а не работа!!! Я, знаете, за какую модель управления нашим футболом? А я вам скажу! Президентом Премьер-лиги должен быть Ахметов, Коломойский или Ярославский. На год. На два года. А президент Премьер-лиги подбирает себе генерального директора. Курт, Фридман, не имеет значения. Тогда лицо Премьер-лиги украинец. С него будем спрашивать, а кто работает на Лигу — уже не так важно. Пускай будет так: Ярославский-Курт, Коломойский-Курт, Ахметов-Курт, тогда я за Томаса Курта. Рабиновича я поддержал в противовес, ну и к тому же я считаю, что он бы мог бы многие вещи интересно сделать. В частности в ПиаРе, в медийной сфере, у него всегда даже слишком много идей.
Николай Васильков, «Чемпион» (www.champion.com.ua)
(публікується мовою оригіналу)