"Человек с футбольным сердцем", - так говорят о сегодняшнем юбиляре те, кто с ним знаком. В этом нет преувеличения - порой складывается впечатление, что "Динамо", которое он возглавляет с 10 июня 2002 года, занимает у него все время.
Сам же Игорь Михайлович, которому сегодня исполняется 50, гордится своей семьей и главным достоянием считает друзей...
- Игорь Михайлович, судя по количеству заявок на интервью перед юбилеем, пресса отвечает вам взаимностью - вы практически никогда не отказываетесь от общения после матчей, как бы они для "Динамо" ни завершались...
- Я считаю, что прятаться от СМИ нет смысла. Если ты это делаешь, то уходишь от ответственности, которую любой президент футбольного клуба должен разделять с командой. Получается, что ты демонстрируешь слабость, перекладываешь свою вину на других.
"Семин сказал: "Где же вы были раньше?"
- Давайте вернемся на год назад. Я так понимаю, что примерно в это время переговоры с Юрием Семиным вступили в решающую фазу...
- Впервые с Семиным мы встретились два года назад, когда он приехал в Киев оговаривать условия перехода в "Локомотив" Родольфо. Пока бразилец со своим агентом обcуждали новый контракт, мы с Юрием Павловичем пообщались у меня в кабинете. Общались как два президента футбольных клубов. Разговор получился довольно откровенный, говорили мы о многих вещах. И тогда я его спросил: "Как же так, вы, состоявшийся тренер, показывавший с командой, которую в союзные времена просто растаскивали остальные московские клубы, неплохие результаты, вы, тренер, который позже с "Локомотивом" добился серьезных успехов и в России, и на международной арене, согласились на административную работу? Как бы вы, например, отнеслись к предложению возглавить киевское "Динамо"?" И я увидел тогда, как заблестели глаза Юрия Павловича, но он с сожалением сказал: "Где же вы были раньше?.." В тот момент он уже был связан определенными обязательствами перед московским клубом. Точнее, перед руководителями Российских железных дорог, которые выделяют деньги на содержание "Локомотива". Свое внимание они сосредотачивают на более масштабных проектах в России, а клуб для них - своего рода имиджевая вещь.
Прошел год, как-то мне позвонил Дмитрий Селюк и сказал: "Я сейчас в Испании отдыхаю вместе с Юрием Семиным и могу сказать тебе, что он свободен". Слово "свободен" стало для меня призывом к действию.
За год, который прошел после первой нашей встречи с Юрием Павловичем, я, не скрывая этого от тогдашнего наставника команды Анатолия Демьяненко, встречался со многими авторитетными специалистами. Никто из них не сказал мне "нет", но при этом ни от одного из них я не услышал твердого "да". Фабио Капелло, Оттмар Хитцфельд, Поль Ле Гуэн... К слову, последний даже хотел прописать в контракте такое условие: если до момента начала работы в "Динамо" ему поступят предложения из ряда известных европейских клубов, то он имеет право расторгнуть соглашение. Я пожал ему руку и сказал, что нам не по пути. Правда, был подписан контракт с Жераром Улье, но он не вступил в действие из-за ухудшения здоровья специалиста. Я благодарен этому наставнику, что он остался до конца честен перед "Динамо" и не пошел работать тренером в другой клуб, а, насколько позволяет его состояние, работает функционером.
Но вернемся к Семину. Я ему позвонил и сказал: "Я вас приглашаю возглавить "Динамо", но решение нужно принимать быстро, так как очень скоро я должен представить команде нового тренера". Юрий Павлович ответил, что прилетит в Киев в течение трех дней, и когда это произошло, мы за полтора часа оговорили детали нашего сотрудничества. При этом большинство наших договоренностей не прописано в контракте, который имеет обычную типовую форму. Он, кстати, рассчитан на два с половиной года плюс год - по договоренности сторон. Недавно, к слову, я полушутя сказал Юрию Павловичу, что контракт уже продлен на год...
Я реально, без эйфории, оцениваю то, что уже сделал Семин. И сделал он очень много - изменил философию, создал в коллективе великолепный микроклимат. Прекрасно осознавая роль Валерия Лобановского в "Динамо", отдавая должное его заслугам, чтя традиции, заложенные Валерием Васильевичем, Юрий Павлович тем не менее не пытается слепо следовал его методикам, имеет свою философию развития футбола и успешно применяет ее на практике.
Я полностью доверяю этому наставнику и поэтому иду навстречу его пожеланиям. Мы убрали из коллектива некоторых бразильцев, хотя их приобретение обошлось клубу в определенную сумму, ушли Ващук, Белькевич, Федоров, Гавранчич, Маркович. Набирается почти целая команда! А ведь совсем недавно без этих ребят сложно было представить "Динамо", почти все они были игроками основного состава. Но Юрий Семин решился на радикальное обновление и строит новый коллектив. Что мне особенно импонирует - привлекая при этом молодых исполнителей. И пусть мы не совсем довольны тем, как работает наша детская школа, но я и раньше не верил, что там нельзя каждый год находить хотя бы одного футболиста, который в перспективе мог бы заиграть в основе. Морозюк, Ярмоленко, Зозуля, Кравец уже входят в основную обойму. Кто-то из них играет лучше, кто-то хуже - делаем скидку на возраст. Те же Милевский и Алиев несколько лет ходили в перспективных и только сейчас стали оправдывать авансы, постепенно выбиваясь в лидеры "Динамо". Алиеву ведь предыдущие наставники не доверяли, а Семин дал ему шанс, поверил в него - и сейчас полузащитник играет в сборной Украины.
"Чохонелидзе сейчас для "Динамо" незаменим"
- Изменились ли за последний год ваши отношения с командой?
- Дело в том, что сейчас в клубе есть генеральный директор - Резо Чохонелидзе. Не хочу преувеличивать его роль, но и преуменьшать тоже не буду. Я, признаться, два года приглашал этого специалиста на работу в "Динамо" ("Милан" не очень-то хотел с ним расставаться) - cпециалиста, которому знакомы все тонкости футбола. Но самое главное, что он взглянул на ситуацию в нашей команде свежим, что называется, незамыленным глазом. Я ни в коем случае не стал относиться хуже к Буряку или Сабо, но нужна была свежая кровь...
Все, кто работал в "Динамо" ранее, считали себя последователями Валерия Лобановского. Но никто из них не сможет сказать, что делал бы Валерий Васильевич сегодня, какие бы коррективы внес в нынешние условия подготовки. Ведь в чем гений Лобановского? Он как специалист, как личность постоянно развивался, совершенствовался. Мы же на каком-то этапе просто пытались копировать то, что делал он, не внося никаких изменений...
Кроме всего прочего, Резо пригласил в клуб Винченцо Пинколини - великолепного тренера по физподготовке. Просмотрев немало кандидатов, он тут же прикрепил к итальянцу наших ребят из института физкультуры, которые любят футбол и хотят работать в этом направлении, учиться у этого специалиста. Сделано это было и для того, чтобы когда Пинколини уедет в Италию, мы не начинали все сначала, оставшись у разбитого корыта. Чохонелидзе ввел этих ребят во все клубные команды - начиная с первой и заканчивая детско-юношескими. Цель этого заключается в том, чтобы футболисты, переходя в структуре "Динамо" из одной команды в другую, знали методики подготовки и были готовы к требованиям тренеров.
Кроме этого, Резо проделывает огромную работу, связанную с организацией выездных матчей, встреч зарубежных делегаций в Киеве. Благодарен я ему и за то, что он перестроил работу нашей селекционной службы. И сейчас мы, перед тем как пригласить того или иного игрока, изучаем его не только на футбольном поле - мы интересуемся еще и тем, как он ведет себя за пределами газона.
В общем, на сегодняшний день Резо для нас незаменим. Ну а тандем Семин-Чохонелидзе с успехом работает на киевское "Динамо" и, надеюсь, даст результат. В любом случае, оценивать это болельщикам, для которых мы, собственно, и трудимся.
Отвечая же непосредственно на ваш вопрос, скажу так. На сегодняшний день я выполняю функции президента футбольного клуба "Динамо" (Киев). Я никогда не вмешивался в тренировочный процесс, в определение состава. Да, в сложной ситуации я мог приехать, подбодрить команду. Вот, к примеру, мне понравился шаг президента "Шахтера" Рината Ахметова, который вывез футболистов на строящийся красавец стадион и сказал им, что если они в следующем сезоне не попадут в Лигу чемпионов, то будут выступать на старой арене. Это психологический ход и я, в случае необходимости, тоже готов подобными вещами пользоваться. Но надо понимать, что такие методы со стороны президента могут сработать раз или два в год. А постоянное психологическое воздействие на команду, наверное, должен оказывать тренер-психолог или, как у нас, генеральный директор.
Но я ни в коей мере не считаю, что у нас уже все так хорошо, что можно просто отдыхать. Сейчас нам нужно вплотную заняться детской школой, чтобы она работала более эффективно. Надо проанализировать, почему так мало наших ребят попадает в основной состав. Причем, речь идет не только о киевском "Динамо", но и об остальных украинских клубах. И эти вопросы опять-таки в компетенции Резо Чохонелидзе. А моя задача как президента в первую очередь, особенно в условиях разразившегося экономического кризиса, обеспечить бесперебойное финансирование клуба.
И я убежден и сделаю все от меня зависящее, чтобы сложная экономическая ситуация не оказала влияния на жизнедеятельность команды. Я не исключаю, что это может отразиться на функционировании клуба - возможны сокращения и прочие непопулярные шаги, - но на команде это сказаться не должно. Я уверен - как за поражениями следуют победы, так и после кризиса будет подъем. Разрушить коллектив просто, а вот чтобы собрать его вновь, понадобятся годы...
"Лужный может вырасти в хорошего наставника"
- Игорь Михайлович, говоря о ситуации годичной давности, не могу не вспомнить резонансное заявление Олега Лужного, который после одного из неудачных матчей в Лиге чемпионов сказал, что с этими игроками на европейской арене ничего добиться нельзя. Выходит, Юрий Семин сейчас доказывает обратное...
- Я могу объяснить это только эмоциями. Помнится, в 1996 году Йожеф Сабо в одном из интервью говорил, что у него нет квалифицированных исполнителей. А спустя несколько лет те же ребята под руководством Валерия Лобановского гремели в Европе. А сам Йожеф Йожефович сейчас не без гордости напоминает - и это соответствует действительности, - что именно он собрал ту команду.
Поэтому что касается заявления Олега Романовича, то оно, на мой взгляд, носило сугубо эмоциональный характер. Если вам интересно мое мнение, то особенно после того, как выздоровеют все травмированные, у тренерского штаба "Динамо" будет достаточно квалифицированных игроков, чтобы решать серьезные задачи. И в этой ситуации ни в коей мере не надо сбрасывать со счетов наших молодых футболистов. Ведь если взять того же Лужного, то я прекрасно помню, как он, будучи молодым исполнителем, провел считанное количество поединков за "Динамо", но получил возможность выйти в основном составе сборной СССР во встрече с командой ГДР. Я это помню как сейчас, ведь этот матч проходил в Киеве на Республиканском стадионе (он состоялся 26 апреля 1989 года и завершился со счетом 3:0 в пользу сборной СССР. 20-летний Лужный провел на поле 90 минут. - Прим.авт.).
Я считаю, что одна из задач тренера - это как раз вселит в футболистов уверенность. Я думаю, что если Олег Романович это поймет, то при его харизме, при его задатках он способен вырасти в хорошего наставника. Вспоминая же тот период, когда Лужный возглавил "Динамо", хочу сейчас сказать Олегу слова благодарности, потому что он согласился встать у руля команды в тяжелейшее время. К тому же под его руководством она победила в одном из важнейших поединков, против "Шахтера", и сохранила надежду на чемпионское звание. Эмоции же в оценке игроков, на мой взгляд, вообще стоит прятать глубоко в себе. Вот, к примеру, когда Сергей Ребров уезжал в Россию, некоторые авторитетные специалисты, оценивая его перспективы, говорили, что, мол, он там не заиграет. А человек назло им в 34 года стал чемпионом России...
"Признаюсь, мне очень импонирует игра "Ворсклы"
- После первого круга "Динамо" опережает "Шахтер" на 12 очков. Вас это удивляет?
- Не зная в деталях ситуации в донецком клубе, мне сложно анализировать выступление горняков. По подбору исполнителей, по организации игры "Шахтер" не стал слабее. Нельзя говорить и об отсутствии опыта у тренера. Наверное, произошла какая-то переоценка ценностей. Возможно, у команды пропала мотивация. Мы, вероятно, в этом году более голодные, ведь в прошлом сезоне мы все проиграли. Возможно, кто-то из донецких игроков переоценил свои силы. Хотя странно, почему это случилось. Взять тех же бразильцев "Шахтера". Им не так много лет, и, кроме большой трансферной стоимости, в их послужном списке нет серьезных достижений на международной арене...
Я согласен со словами Рината Ахметова, который сказал, что чемпионат страны на сегодняшний день является лишь средством для достижения цели - хороших результатов на европейской арене. Примеры ЦСКА и "Зенита" говорит о том, что и "Шахтеру", и киевскому "Динамо", и даже сегодняшнему "Металлисту" вполне по силам удачно выступить в Европе. А вспомните "Днепр" времен Кучеревского... Да, победить в Лиге чемпионов намного сложнее, а оттого и почетнее, но Кубок УЕФА сейчас не кажется чем-то заоблачным. Однако чтобы рассуждать о еврокубковых перспективах, нужно в первую очередь удачно выступить на внутренней арене. Мы в киевском "Динамо" относимся к чемпионату страны серьезно. Тем более нынешний сезон - особый. Победа в нем дает право сразу стартовать в групповом турнире Лиги чемпионов, а это возможность избежать нервотрепки квалификационных раундов.
Поэтому мы не расслабляемся. К тому же 12 очков отрыва от "Шахтера" ни в коей мере не гарантируют нам чемпионского звания. Да и не стоит сейчас говорить об отрыве лишь от горняков. Ведь есть еще донецкий "Металлург", "Металлист", "Ворскла"... К слову, футбол в исполнении полтавского клуба мне особенно импонирует. Качество игры команды Николая Павлова, ее игровые модели уже сейчас впечатляют, а при комплектации более сильными исполнителями, уверен, принесут еще более серьезный результат.
Все это я говорю к тому, что на сегодня наш чемпионат стал интереснее, появились по-настоящему амбициозные коллективы. Поэтому, повторюсь, мы не расслабляемся, но рассматриваем успехи на внутренней арене как средство для достижения серьезных целей на международном уровне.
- Иными словами, сейчас уже не приходится говорить, что вы лишь "Шахтер" воспринимаете как своего главного конкурента в борьбе за чемпионский титул?
- Ни в коей мере! Прежде всего нам предстоит провести еще целый круг, встретиться по разу со всеми командами и каждый раз доказывать, что мы по праву занимаем первое место.
Мы вот уступили "Шахтеру", и довелось услышать отдельные мнения, мол, горняки сильнее. А если мы до этого три с половиной года в чемпионате не проигрывали им, так что, говорить, что мы были сильнее? А "Шахтер" за это время трижды выигрывал чемпионское звание... Класс команды как раз и заключается в том, чтобы ровно пройти всю турнирную дистанцию, а не отдельный ее отрезок. На один конкретный поединок может настроиться любой коллектив.
"Мое самое большое достояние - это друзья"
- Игорь Михайлович, наверное, в канун вашего 50-летия было бы не совсем правильно вести разговор только о футболе и о состоянии дел в киевском "Динамо". 50 - это знаковый рубеж. Вы часто оглядываетесь назад?
- Если честно, то нет. По жизни я оптимист. Больше стараюсь думать о том, что будет, а не о том, что прошло.
Тем не менее я пытаюсь реально смотреть на вещи и понимаю, что даже согласно статистике о средней продолжительности жизни у нас в стране большая часть пути позади. Хотя моему папе 88, и он обижается, например, что мы не берем его на выездной матч сборной Украины в Казахстане... Время для серьезного анализа пока не пришло, потому что я еще чувствуя себя ребенком - слава Богу, живы мои родители. Кстати, хочу воспользоваться возможностью и через "КОМАНДУ" еще раз поздравить своих папу и маму - за день до моего юбилея они отмечали 60-летие совместной жизни! Согласитесь, замечательная дата.
Родители прожили тяжелую, но в то же время прекрасную жизнь. Сейчас мы с братом пытаемся им как можно больше помогать, но у меня такой отец, что он до сих пор все старается делать сам. Например, закупать продукты, порой даже готовить... Большая радость - приходить в гости к родителям, видеть их живыми, здоровыми и в хорошем настроении. И, признаться, в этот момент я понимаю, что я счастливый человек.
Я горжусь своей семьей - кроме родителей, это мой брат, его дочь Светлана, которая подарила нам троих ребятишек - Лешу, Лизу и Мишеньку, это мои дочери - Марина и Яночка, моя великолепная супруга Ольга, на плечи которой легли основные хлопоты по организации юбилея. Я благодарен жене, что она с честью пытается перенести все свалившиеся на нее заботы, недосыпает, так как хочет, чтобы все было организовано безукоризненно. И за это ей огромное спасибо!
В общем, у меня великолепная семья, и это самое важное, чем я могу гордиться. А самое мое большое достояние - это мои друзья. Их огромное количество, и они приедут на мой юбилей со всех концов света. Но долго праздновать не придется, ведь уже в понедельник утром нужно лететь в Лондон - возможно, на самый важный матч сезона.
Признаться, я, как и всякий нормальный человек, в канун юбилея очень волнуюсь. Переживаю, чтобы все прошло на высоком уровне, боюсь кого-то обидеть, ведь соберутся самые близкие мне люди, каждому нужно будет постараться уделить внимание, сказать теплые слова - иными словами, отдать частичку своего сердца.
- Среди этих людей есть те, с кем вы дружите еще со школьных лет?
- Да. Мне везло по жизни - я не терял своих друзей, их количество постоянно увеличивалось. Я стараюсь быть к ним очень внимательным, потому что знаю, что и они ко мне относятся очень верно и преданно. Я считаю, что друзья - это основа жизни и важно, что они находятся рядом не только когда все хорошо, но и когда наступают нелегкие минуты.
- Говорят, что в 50 человек уже почти все умеет, и еще почти все может. Вы согласны?
- Действительно, опыт за плечами колоссальный, но я не могу сказать, что все умею. Мой папа и в 88 не может о себе сказать, что все прошел и все знает. Жизнь не стоит на месте, все развивается. Для меня навсегда примером останется Валерий Васильевич Лобановский. Это мой друг, мой старший товарищ. У меня в жизни было два самых тяжелых дня - это когда ушел из жизни мой дедушка и когда умер Валерий Васильевич. Он стал мне настолько близким и родным... Представьте себе, несколько лет подряд мы виделись и общались едва ли не каждый день. И ни разу наш разговор не прекращался по моей инициативе... Я помню его по сей день, его фотография стоит у меня на рабочем столе, и Валерий Васильевич для меня является образцом самосовершенствования и стремления поспевать за развитием общества.
Валерий Новобранец, газета «Команда».
(публікується мовою оригіналу)