Конгресс Федерации футбола Украины объявляет получасовой перерыв в работе. Президент киевского ”Динамо” Игорь Суркис, 48 лет, поднимается на пятый этаж. Там за ходом Конгресса с помощью монитора наблюдают журналисты. Суркис стоит в коридоре и собирается вернуться в зал. Подхожу, прошу интервью.
— Идем сюда, спокойно поговорим, — легко соглашается динамовский президент. — В Доме футбола по крайней мере есть где посидеть.
Идем в большую комнату. Суркис удобно усаживается на светло-сером диване. Я сажусь напротив. Разговариваем по-русски 50 минут.
- Почему вы не уволили Демьяненко?
— Демьяненко взял команду в нелегкие для нее времена. Ему удалось наладить в коллективе хороший микроклимат. Вторая причина: в прошлом первенстве Демьяненко отыграл 5 очков у ”Шахтера” и даже оторвался на 5 очков. Да, потерял их, но это футбол. Третье: он вывел ”Динамо” в групповой турнир Лиги чемпионов. В ходе него команда ”села” физически. Тренеру не хватило опыта вывести ее из ”ямы”. Именно опыта, а не таланта или профессионализма. Своевременно вывести. В конце сезона были хорошие матчи в Лионе, Бухаресте, где нас уничтожил арбитр. Судьи не дали нам шанс пройти в 1/16 финала Кубка УЕФА.
- Нужен ли был ”Динамо” Кубок УЕФА?
— Нужен. Но только для приобретения опыта выступлений на таком уровне. Не больше. Задание выиграть Кубок УЕФА мы бы ставили. Но реально оценивая свои возможности, признаю: в этом году рассчитывать на Кубок УЕФА не приходилось.
- Почему вы не приглашаете иностранного тренера?
— Хочу, чтобы все поняли — это проще всего. Я могу пригласить тренера-иностранца. Один не согласился бы — пришел бы другой. Но что за иностранцем будет дальше? Ну придет он на год-полтора. Мне тяжело найти такого тренера, как Луческу, восточноевропейца с западным мышлением. Человека с колоссальным опытом, который провел всю жизнь в футболе. Когда-то ”Динамо” повезло, потому что вернулся Лобановский. Теперь с тренером везет ”Шахтеру”. Правда, сразу заверяю, что голову мы не опустим. Факт: Демьяненко в основное время еще ни разу не проиграл Луческу. Просто Демьяненко всегда был вторым. Первым стал по моему приказу, но не в душе. Я сел с Демьяненко, поговорил. Взяли лист, разделили его на две части. На одной написали мои претензии к тренеру, на другой — его ко мне. Я имел много вопросов к Демьяненко. Он ко мне — одну: всегда ли я штрафовал футболистов на определенные тренером суммы? ”Можешь зайти в бухгалтерию, — ответил я, — проверить”.
- Правда, что вы указываете тренеру стартовый состав и тактику на матч?
— Глупости. Я же не тренер и не разбираюсь в узкоспециализированных вопросах.
- Почему вы заменили Михайлова — тренера вратарей — на Чанова?
— Михайлов не обратил внимание на плохую форму Шовковского. И не доложил об этом ни мне, ни Демьяненко. Это первое. Второе — поведение Рыбки в матче с ЦСКА.
- Чем вызвано появление в команде Калитвинцева и Литовченко?
— Калитвинцев — молодой и интеллигентный тренер. Он наблюдал за тренировочным процессом Липпи и Газзаева, стажировался в английских клубах. Калитвинцев понимает, что от него я хочу постоянного пополнения дублерами основной команды. То же касается и Литовченко.
В то же время заявляю, что все представители тренерского штаба несут одинаковую ответственность за результат. Уйдет Демьяненко — уйдут все.
- Какой профессиональный уровень главных динамовских селекционеров — Сабо и Буряка?
— Десять лет назад Сабо открыл для Шевченко Лигу чемпионов.
- Это было десять лет назад...
— Не забывайте о Клебере, Ринконе. Согласен, были у него и ошибки — Леандро, Нанни. Но в профессионализме Сабо я не сомневаюсь. Буряк... Давайте еще полгода подождем.
- В ”Шахтере” клубную детскую академию возглавляет иностранец. Возможно ли такое в ”Динамо”?
— Не исключено, причем в ближайшее время. Если результаты будут такими же.
- Существует ли в нашем футболе конфликт интересов?
— Это миф. Объясню почему. Я хочу громкого успеха. Не в чемпионате Украины, а в Лиге чемпионов. И от того, что мой брат, как заявляют на востоке страны, вроде бы руководит отечественными судьями, мне ни жарко, ни холодно. У меня нет никаких амбиций относительно чемпионата Украины, я не имею цели победить ”Шахтер”. Скажу больше: в Донецке прекрасно это осознают, там умные люди сидят.
- Может ли ”Динамо” возглавить бывший тренер ”Арсенала” Вячеслав Грозный?
— Пока у меня есть тренер, которому я полностью доверяю. И есть круг потенциальных кандидатов на эту должность.
- Вы жалеете, что не взяли Кержакова?
— Нет. Приобретение ”зенитовца” — пожелание Сабо и Буряка. Они дали много интервью, но у них не вышло. Это ни одному из них баллов не добавляет. Пусть почитают, что о них пишут болельщики.
- Как с Калиниченко?
— До Кубка мира он стоил 2,5 миллионов долларов. Сейчас пишут, что его цена — 7 миллионов евро. Не скрываю: готов дать 2,5–3 миллиона долларов.
- Почему вы продлили контракт с 33-летним Белькевичем?
— Я рассчитываю, что Белькевич поможет Демьяненко создать команду. Я не имел однозначного желания продолжать соглашение с Белькевичем как с игроком, предлагал ему другое место в структуре клуба. Белькевич хочет играть. Не думаю, что другой клуб предлагал бы ему такую зарплату, как ”Динамо”.
- Почему два с половиной года назад вы не отпустили Гавранчича в ”Фиорентину”?
— Потому что он начал меня шантажировать. Или в ”Фиорентину”, или я не играю. Ни один игрок не выдвигал и не будет выдвигать мне таких условий.
- Шевченко перешел в ”Челси”. Он ошибся?
— Это самая большая ошибка в карьере Андрея. Восемь лет назад ”Барселона” проиграла в Лиге чемпионов ”Динамо” с общим счетом 0:7. ”Барселона” исправилась и в прошлом году выиграла Лигу чемпионов. Шевченко эту свою ошибку не исправит никогда. Берлускони никогда не возьмет Андрея обратно в ”Милан”. А я надеюсь, что со временем предложу Шеве условия, по которым он согласится прийти в ”Динамо”.
Суркис заканчивает разговор, идет к дверям и говорит:
— Так, как это было в свое время с Ребровым.
Газета по-украински