Пропонуємо ознайомитися з інтерв'ю Першого Президента України, яке вийшло в першому номері офіційного клубного журналу «Динамо Київ», який побачив світ у 2001 році.
Незважаючи на те, що минуло 17 років, наводимо його практично без правок – настільки актуальними були питання-відповіді «головного вболівальника» «Динамо», який є головою Наглядової ради нашого клубу, і для наших часів.
(публікується мовою оригіналу)
Назвать его главным болельщиком киевского «Динамо» не получается. Братство болельщиков не признает старших и младших: все различия в возрасте и положении решительно уравнивает преданность своей команде. А вот становится её болельщиком каждый по-своему, нередко по труднообъяснимым и неповторимо личным причинам.
Кому, собственно, интересно, как, скажем, стал болельщиком киевского «Динамо» какой-нибудь господин К. Сами такие! Другое дело, когда речь идёт об известном человеке, можно сказать, исторической фигуре. Первый Президент Украины Леонид Кравчук должен был посещать футбольные матчи еще с восьмидесятых годов по должности, как ответственный работник ЦК КПУ. К счастью, обязанности совпали с душевным порывом. Да и будучи первым лицом государства, и позже Леонид Кравчук отнюдь не остыл к футболу. Более того, теперь он стал ходить на стадион исключительно из любви. Чтобы понять её первопричину, мы начали нашу беседу с личного. С того самого момента, когда студент Киевского университета Леня Кравчук впервые понял, что «заболел» киевским «Динамо» всерьёз и надолго.
— Не могу припомнить, в каком году, в 1956 или 1957 примерно, я пришел на стадион за компанию с друзьями. «Динамо» играло товарищеский матч с индийской командой. И как раз тогда это со мной произошло. Я и раньше симпатизировал киевской команде — географически, так сказать. Но на этот раз соперники динамовцев играли... босыми.
И меня поразила деликатность, с которой наши ребята относились к соперникам. В борьбе за мяч босым индийцам легко было нанести травмы, зацепив случайно футбольной обувью с шипами. Так вот, футболисты «Динамо» старались и цели достичь, то есть выиграть, и соперников не травмировать.
В этом ярко отразился характер команды, и он мне был так близок, что с тех пор я незаметно стал отождествлять себя с командой, волноваться за нее, как за свою, словом, «заболел» киевским «Динамо» на всю жизнь. Я люблю и другие команды смотреть, люблю хороший футбол, в особенности сейчас, когда есть такая возможность — наблюдать за играми чемпионатов Испании, Италии, выбирать, что и когда смотреть. Но это совсем не то, это просто зрелище. А болеть я могу только за одну команду.
— Каждый мальчишка, играющий в футбол, представляет себя будущей футбольной звездой: Пеле, Блохиным, Шевченко... Было у вас в детстве что-то подобное?
— Я родился в селе, еще до войны, при Польше. Футбол моего детства был прост: мы гоняли мяч даже не кожаный, а из тряпок сделанный, набитый чем-то таким... Меня чаще ставили в ворота, так почему-то получалось. А о звёздах футбола, о чемпионатах и кубках мы не слыхивали. И фамилий знаменитых игроков не знали, как знает их современная молодежь. Ведь не было ни радио, ни телевидения. Сведения о футболе ограничивались лишь тем, что нужно лупить мяч ногами и загонять его в ворота (что и делали мы, кстати, самозабвенно). Может, из-за этого я что-то упустил, а, может, и наоборот. Детство не выбирают — какое было, такое и было… А настоящий футбол я увидел уже взрослым.
— С тех пор он значительно изменился. Сегодняшний футбольный спектакль проходит в других декорациях: знамёна, лозунги, пищалки, трещотки... Без них уже никак не представишь очень, кстати, помолодевшего любителя футбола, который на современный манер называет себя «фаном». Не утратили ли мы с годами что-то такое, что было присуще только нашему, динамовскому болельщику?
— Наоборот. Футбольное зрелище стало глубже, я бы сказал, интеллектуальнее. Оно захватывает все больше наших чувств. Да и культура зрителя, футбольного болельщика, выросла. Он теперь больше знает, больше видит, может лучше оценить происходящее на поле и насладиться игрой. А поездки на матчи вместе с командой? Не только с «Динамо», а и с другими командами их болельщики сейчас отправляются на выездные матчи. Это тоже обогащает людей. Приносит новые впечатления, новые незабываемые эмоции. Такого раньше не было.
— Но согласитесь, что и в советские времена болельщики киевского «Динамо» были патриотами Украины. Но они никогда не опускаются до открытого проявления неуважения к сопернику...
— Это низкая культура. И хорошо, что она не присуща украинскому болельщику вообще и динамовскому в частности. Наш болельщик, динамовский, прежде всего уважает соперника. Так было, есть и будет всегда. Поэтому в той же Москве есть «Фан-клуб «Динамо» Киев», в других городах и странах тоже немало наших приверженцев. Если попробовать охарактеризовать среднестатистического киевского болельщика, то его отличает взвешенность и чувство спортивной справедливости. Как бы мы не желали победы для своих, не уважать соперника, не отдавать ему должного мы не можем. Мы как бы вместе с командой, есть такое чувство. И достойное поведение на поле, которое всегда отличало киевлян, передается зрителям из поколения в поколение. Другое дело, что такое единство со стадионом есть у каждой великой команды. И то, что сейчас болельщики Барселоны, Мюнхена и Киева ведут себя почти одинаково, означает формирование общих правил поведения на футболе… Понятно, что стадион — не оперный театр, здесь иная атмосфера, людей объединяют иные чувства. Но хулиганство, пьянство на трибунах, грубые выкрики — это все не украсит футбольное зрелище. Зритель должен пьянеть от игры, от своих ощущений, а не от крепких напитков. У меня человек, способный искренне волноваться за свою команду, вызывает симпатию, такому человеку хочется верить, с ним хочется быть рядом не только на футболе.
— Вот вы говорите: «трибуны»... Но ведь сами-то сидите в специально оборудованной ложе для почётных гостей!.. Оттуда, наверное, игра чувствуется иначе, не так, как из самой гущи футбольного народа...
— Да, как зритель я не сижу на обычной трибуне уже лет двадцать. Так случилось: положение обязывает. Сразу скажу, что среди людей, в секторе стадиона намного лучше ощущаешь атмосферу игры, ее неповторимый вкус, что не передать никакой телетрансляцией. А из центральной ложи — она даже закрывается стеклом, когда холодно — дыхание трибун, конечно, тоже ощущается, слышен гул тысяч людей. Ты смотришь на них, но ты уже не с ними. Чувствуете разницу?
— И вам никогда не хотелось хоть разок вернуться на обычную трибуну?
— До настоящей трибуны дело, признаюсь честно, не доходило. А вот в секторе перед ложей, где сидят те, кто по пригласительным билетам: депутаты, гости, ветераны команды— там я несколько раз сидел.
Но вот что мешает: тебя узнают, за тобой наблюдают — как ты болеешь, как реагируешь на происходящее на поле... Поэтому возвращение на обычную трибуну теперь вряд ли возможно. Затеряться среди людей не получится.
— Знаете, эта проблема не только у вас. Полупустые трибуны на матчах национального чемпионата никому не дадут затеряться. Почему, на ваш взгляд, болельщик так недвусмысленно голосует своим присутствием на матчах «Динамо» в Лиге чемпионов и отсутствием на играх чемпионата Украины?
— Я тоже не всегда хожу на эти матчи. Когда в Украине будет восемь-десять команд, которые будут бороться за первенство, как в Италии, Испании, Англии, тогда и зритель вернется на трибуны. Потому что это будет интересно. А сейчас я не стану терять времени, а для удовольствия лучше посмотрю по телевизору футбол из-за границы. Я ни за кого там не болею, но вижу игру высокого класса, вижу больших мастеров футбола.
— И среди динамовцев больших мастеров всегда хватало. Многих из них вы видели, что называется, вживую. Кто из них запомнился вам больше всего?
— Их было слишком много, чтобы перечислить всех и при этом никого не забыть. Я ведь еще Лобановского-игрока хорошо помню! А сколько было потом прекрасных футболистов! Исключение для меня лишь Андрей Шевченко, мой любимый игрок, хоть он и не выступает больше за «Динамо». Смотреть не то что за его игрой, просто за передвижением по полю — настоящее наслаждение! Ради таких игроков и ходят во всём мире на футбол, благодаря им футбол любят миллионы. Сегодня именно Андрей Шевченко для меня идеал футболиста, и я верю, что он еще принесет нам много радости. Пусть и не в «Динамо», а в составе сборной Украины.
— Что мы с вами, Леонид Макарович, как болельщики, можем сделать для команды, «без которой нам не жить»?
— Ходить на футбол, покупать билеты. Чем больше зрителей, тем больше гривен в кассе клуба. Пусть они и не решат всех проблем, но мы плечо подставим, покажем, что вместе с командой, что верим в нее, что остаёмся верны ей. Болельщик дорог в час победы, но ещё больше — во время неудач. Мы должны быть всегда вместе – и в момент подъема, и тогда, когда этот подъем задерживается. Запасемся терпением! И тогда, вместе, непременно будем радоваться новым победам.