Виктор Леоненко рассказал "Ведомостям" о своем семейном бизнесе, последствиях самого красивого гола и о том, за что он заплатил бы большие деньги. Он ворвался в наш редакционный кабинет, словно порыв свежего ветра. Шумный, веселый, жизнерадостный, юморной. И никакого, заметим, налета звездности, который присущ многим футболистам нынешнего поколения. Хотя как раз он - и есть звезда. Не мирового, конечно, масштаба. Но пойди поищи более популярного и успешного в середине 1990-х украинского футболиста, нежели Виктор Леоненко.
Этот футболист появился в "Динамо" в 1992 году, быстро и весьма органично вписавшись в игровой ансамбль киевского клуба. Кое-кого это удивляло. Манера игры техничного и в некоторой степени даже вальяжного форварда Леоненко, казалось, должна была диссонировать с привычным напором "динамо-машины". Однако на деле вышло иначе. А хитроумные финты и порой даже издевательские, как для соперников, голы сразу же заставили столичного зрителя ходить "на Леона".
Свой последний матч Виктор Леоненко сыграл в 2001 году за ужгородское "Закарпатье". С тех пор футбол в его жизни отошел далеко на задний план. Разве что иногда, с точки зрения профессионала, Леоненко может прокомментировать в прессе какие-то футбольные события или матчи. Чем же сейчас занимается знаменитый снайпер, забивавший в среднем в каждом втором матче? С этого вопроса и началась наша беседа с Леоненко.
- С футболом меня сейчас абсолютно ничего не связывает, - признался Виктор. - У нас с женой - семейный строительный бизнес. Возводим в Киеве и области коттеджи, частные дома, сами проектируем. В общем, забот хватает.
- А какую-нибудь "футбольную" должность занять не пробовали?
- И не тянет! Да и не интересен мне уже чемпионат Украины, правда, в последнее время он становится популярнее. Но создается впечатление, хотя это мое субъективное мнение, что клубы сейчас просто обманывают зрителей. Взять, к примеру, донецкий "Шахтер": денег в команду вкладывается немерено, но на европейской арене она не блещет, как, впрочем, и мое родное киевское "Динамо". Правда, недавний матч за Суперкубок между ведущими командами страны мне понравился. Динамовская молодежь играла с желанием, чего не скажешь о некоторых новичках команды, которые, как представляется, не успевают подписать контракт, а уже думают не о том, как играть, а на что бы потратить лишнюю сотню тысяч долларов.
А еще складывается впечатление, что в стране перевелись форварды. Игроки этого амплуа будто бы забыли, что слово "нападающий" произошло не от слова "падать"... Куда это годится, если лучший бомбардир первенства за сезон забивает 13 мячей, причем часть из них - с пенальти?! А взять того же Милевского? Уже сколько лет ходит в подающих надежды, но результата как не было, так и нет. Или бразильцы. Нельзя скупать их пачками, тяжело им приспособиться к нашему силовому футболу, бегать на тренировках многочисленные кроссы.
- Лихо вы наш футбол раскритиковали!
- Я просто привык говорить то, что думаю. Мне это в жизни, кстати, нередко помогало. Хотя больше мешало. Но я ни коем случае никому не навязываю свою точку зрения. Если представители СМИ интересуются моим мнением, значит, кому-то это нужно. И уж тем более не хочу сказать, что я в свое время был чем-то лучше или хуже нынешних футболистов.
- Хорошо помню, как после матчей к вам выстраивались целые очереди мальчишек, жаждущих автографа и мечтающих играть, как Леоненко. А вы кому-то в детстве подражали?
- Не поверите, но еще в Тюмени я был безмерно влюблен в киевское "Динамо" и во Владимира Бессонова. Почему именно в этот клуб - не объясню, просто нравился. А что касается Бессонова, то я был уверен: он может на поле все - сыграть и в нападении, и в полузащите, и в обороне. При этом Владимир еще и техникой обладал филигранной.
- Поэтому, когда поступило предложение от киевского "Динамо", у вас сомнений не возникало?
- Отчасти и поэтому, но в первую очередь меня поразили серьезные люди, профессионалы своего дела, предлагавшие сменить Москву на Киев. Все было очень взвешенно и обстоятельно.
То, что я появился в Киеве, во многом заслуга тогдашнего тренера-селекционера Анатолия Сучкова. Именно он и забирал меня из Москвы, а заприметили меня в Тирасполе, где московское "Динамо", за которое я в ту пору выступал, проводило какой-то товарищеский поединок. Впрочем, уверен, что киевляне следили за мной пристально и в чемпионате России - в одной из игр я сделал покер, да и в остальных матчах забивал регулярно.
- Вскоре вы стали кумиром киевской публики, а в сентябре 1994 года, похоже, и всей страны, практически в одиночку обыграв московский "Спартак".
- Конечно, такое не забывается. На нас изначально, наверное, негативно повлияло излишнее нагнетание атмосферы вокруг того поединка. В итоге после первого тайма мы "горели" - 0:2, да еще и пенальти не забили. Такой опустошенности в раздевалке я раньше никогда не ощущал. Но в команде хватало лидеров. Тот же Олег Лужный в перерыве хорошенько встряхнул партнеров. В результате забили три мяча и выиграли. Не обошлось, конечно, без удачи, но, думаю, та победа была справедливой.
- В тот вечер забили первый гол "Динамо" в Лиге чемпионов, за что спонсоры презентовали вам автомобиль "Ауди". Какова его судьба?
- Машину продал, причем практически сразу же. Кстати, вместо "Ауди" должен был быть "Форд". В первые дни после матча на АЗС мне бесплатно заправляли полный бак, в магазинах задаривали продуктами, в общем, в Киеве была эйфория!
- Поединок со "Спартаком" можно считать звездным часом вашей карьеры?
- С ходу вспоминаются еще два матча. 15 сентября 1993 года в Киеве против "Барселоны" со Стоичковым, Лаудрупом, Куманом и другими суперзвездами в составе. Это была 1/16 финала Кубка чемпионов. Мы победили со счетом 3:1, играя полтора тайма вдесятером. А я забил два мяча. Правда, на "Ноу Камп", стадионе, на котором невозможно сыграть плохо, мы потерпели поражение со счетом 1:4 и выбыли из дальнейшей борьбы.
Не могу не вспомнить и финал Кубка Украины 1993 года "Динамо" - "Карпаты" (2:1). Я жил тогда рядом со стадионом и по неопытности пошел домой пешком - не учел, что это День города и на трибунах собрались не традиционные для матчей отечественных турниров три-пять тысяч зрителей, а все пятьдесят. Но того, что произошло дальше, я и представить себе не мог. По чьему-то призыву меня подняли на руки и понесли по улице Саксаганского! Что там говорить, слезы на глаза навернулись. Кстати, в том поединке я забил, пожалуй, самый красивый гол в карьере.
- Помнится, Йожеф Сабо после матча со "Спартаком" назвал вас едва ли не лучшим игроком мира. Но вскоре тренер свое мнение изменил.
- Что поделаешь, такова спортивная жизнь. Ну не нравилось мне, что команда заезжает на базу за двое суток до игры, и все тут. К тому же это были не комфортные апартаменты, как сейчас, где можно найти себе массу интересных занятий. На старой динамовской базе мы попросту слонялись без дела, не зная, чем себя занять. Вот я и ходил у тренера под боком - нудил, бубнил себе что-то под нос. Понятное дело, Сабо это не нравилось. Кстати, я когда-то в открытую предложил Йожефу Йожефовичу, мол, давайте, я как семейный человек не буду перед "проходными" матчами заезжать на базу за двое суток. Ответ был таким: "Без проблем, положи 2 тысячи долларов штрафа и делай, что хочешь". В то время это были большие деньги, вот жена с дочерью и не видели меня сутками. Я же получал порядка $5000 в месяц.
А взять то, что некоторые футболисты вдруг стали "левачить" на тренировках! Меня это бесило, так как сам полностью выкладывался. Вот я и "пихал" всем, кому не попадя. Получалось - как бы брал на себя функции тренера. Впрочем, с ребятами из-за этого проблем у меня не было никогда. Да и вообще, при встрече я с удовольствием и искренне пожму руку всем, с кем работал в "Динамо".
- Виктор, в Киев вы перебрались из Москвы. Но начинался большой футбол для вас в Тюмени. Как это в Сибири родился такой талант?
- А что тут такого? Я лет с семи во дворе стал гонять мяч, но, правда, учитывая специфику тамошнего климата, сильно увлекался и хоккеем. Кстати, в Киеве лед не забросил, скоро вот поедем, погоняем шайбу с экс-игроком киевского "Сокола" и сборной Украины Богданом Савенко. Я его еще "сделаю"! (Смеется)
Путевку же в футбольную жизнь мне дал Виктор Николаевич Княжев - замечательный человек. С его благословения я в 18 лет дебютировал в основном составе тюменского "Геолога". И в первой же встрече забил "Ростсельмашу". Такое тоже не забывается.
- Вы одно время выступали в паре с Андреем Шевченко, который завоевал место в динамовской "основе" в 18 лет. Чувствовалось, что растет будущая звезда?
- В общем-то, нет. И слухи всякие о том, что я якобы водил его по ночным клубам, - ерунда. Андрею повезло, а везет, как известно, сильнейшим. Но по молодости он часто тянул одеяло на себя: где-то мяч передержит, где-то заведется. Мне куда комфортнее было играть с Серегой Ребровым. А у Шевы частенько процветало детство.
- Виктор, вы довольно неплохо играете на бильярде. У Шевченко тоже страсть к этой игре. Это у вас, форвардов, - от Бога?
- Наверное. Но и не скажу, что мы были лидерами в катании шаров, тем более столы на старой базе были не ахти, а вместо киев "швабры". Тогда все у нас в команде в бильярд отлично играли: Валик Белькевич, Саша Хацкевич, Андрей Мизин... Бывало, выбирались в клуб "Бинго", но таких выходных было немного. Кстати, Шева любил тогда нестандартные шары забивать, и у него получалось. Порой от борта как даст, все только рты и раскрывали.
- А какие кроме бильярда были развлечения у игроков 1990-х годов, особенно при том, что львиную долю времени вы находились на базе?
- Как и во всех спортивных коллективах - карты, нарды... Мы в основном предпочитали игру "Джокер", как, кстати, и большинство футболистов. Михал Михалычу Коману здесь равных не было. Я мог и в преферанс сыграть. С Олегом Лужным, Олегом Волотеком, Пашей Шкапенко, Димой Михайленко, Сашей Призетко.
- Сейчас к азартным играм как относитесь?
- Иногда сажусь за нарды, правда, у нас в компании партия стоит, как минимум, 200 гривен. А в "Динамо" мы ведь на деньги играли редко, только чтобы время занять.
- Виктор, а у вас есть записи памятных матчей или забитых голов?
- Откуда? В те времена такой техники не было, да и трансляции не со всех городов были возможны. Кстати, с удовольствием бы купил такую подборку. За немалые деньги.
- А на стадион сейчас часто ходите?
- Не поверите: как в 2001 году закончил выступать, так ни разу и не был. Слишком уж больно много у нас "умных" фанатов развелось. Да и не интересен мне сейчас наш футбол.
- Вы сказали, что свой "Ауди" продали, но у вас всегда была страсть к автомобилям. Какой четырехколесный друг у вас сейчас?
- В данный момент огромный джип west rower. Такой же, как у Олега Лужного, только у него черный, а у меня красный. Была когда-то мечта купить "Мерседес-500". Осуществил ее, долгое время на машине ездил, потом продал.
- С гаишниками проблем не возникало?
- Изредка. Бывало, превышал скорость, если опаздывал на тренировку или игру. Но, как правило, меня узнавали и отпускали с миром.
- Ваша карьера футболиста пошла на спад с возвращением в "Динамо" Валерия Лобановского. Почему не заладилась работа под его руководством?
- Просто я по старой привычке все пытался играть в "свой" футбол, немного не поняв схемы Валерия Васильевича. Опять же, кому-то из партнеров рассказывал, когда и куда мне нужно отдать передачу. Лобановский такого терпеть не стал и прямо сказал: "Мне второй тренер не нужен. Тем более на "поляне".
- Вы ушли из "Динамо", когда вам еще не было и 30. Не жалеете?
- Да, я рано закончил с футболом. Поиграл немного в ЦСКА на правах аренды. Звали, правда, меня и в "Шахтер", и в немецкий "Кайзерслаутерн", но в то время получил травму голеностопа. Не залечил до конца, и в итоге нога стала отекать - ходить было тяжело, не то что играть... Но я ни о чем не жалею. Считаю, мол футбольная карьера удалась.
Знакомство на балконе
Личное дело
"Моя семья - моя крепость, - утверждает Виктор. - Правда, сильно сожалею, что в годы футбольной карьеры отдавал своим девчонкам не столько времени, сколько хотелось бы. Но все это издержки профессии, надеюсь, за это жена Лена и дочка Олеся меня простят. Я их очень люблю, только они об этом не знают (смеется).
Познакомился я с Леной еще в 18 лет. Родом она из города Красилове, где, кстати, родился Серега Ковалец. Ее родители затем переехали в Тюмень. Стоим мы как-то с другом на балконе, пытаемся поменять батарейку в модных по тем временам часах с семью мелодиями. И тут вижу на соседнем балконе красивую девушку. Попросил у нее ножичек - крышку поддеть. И тут меня словно что-то пронзило - говорю товарищу: "Она будет моей женой". Так и вышло. Ухаживать за Леной пришлось два года. В 20 лет я женился, а через год у нас родилась Олеся. Минувшей весной она окончила школу. А теперь вот поступила в Национальный авиационный университет на факультет архитектуры и дизайна. Олеся отлично рисует (вся в маму). А еще дочь увлекается арабскими танцами.
Юрий Данилов, газета "Киевские ведомости".
(Публікується мовою оригіналу)