Реакция на доверие и уважение выбравших его ребят была ожидаемой: власть какая-никакая, а все же власть, его ни на йоту не изменила. Колотов не стал покрикивать на партнеров, не напускал на себя важный вид и не говорил менторским тоном. Виктор расценил капитанство как необходимость быть примером на тренировках, в игре, вообще в жизни».
Валерий Лобановский «Бесконечный матч»
1970 год для динамовцев Киева сложился, пожалуй, как провальный. Это, если сравнивать с их же достижениями в счастливые для них 60-е. Именно в том десятилетии они добивались того, о чем прежде и мечтать не могли. Первое в истории клуба чемпионство в 61-м, первый командный рекорд – три комплекта золотых медалей подряд сезон за сезоном (1966 – 68), два завоевания Кубка Союза (1964 и 66). А еще динамовцы первыми из советских команд дебютировали в еврокубковых соревнованиях в 1965 году.
Львиная доля тех успехов пришлась на годы, когда «бело-синих» тренировал Маслов. И вдруг многократные чемпионы «приплыли» к седьмому месту из 17 в турнирной таблице сезона-1970. Впрочем, причин тому было множество.
Поначалу, весной, киевляне неплохо стартовали: 5 побед, 2 ничьих и 2 поражения. А с 31 мая по 21 июня в Мексике проводился очередной чемпионат мира, в котором за сборную СССР играли пять динамовцев: Владимир Мунтян, Виктор Серебряников, Анатолий Бышовец, Анатолий Пузач, Виталий Хмельницкий. Именно играли, а не просто были заявлены и отсиживались на скамейке запасных. Национальные чемпионаты, в том числе и первенство Союза, в отличие от нынешних времен не прерывались, не «закруглялись» на время мундиаля.
Упомянутых сборников заменили вчерашние дублеры, которые, естественно, желали своей игрой доказать законность собственного пребывания в основном составе: Владимир Веремеев, Виктор Кащей, Владимир Онищенко, Анатолий Боговик, Борис Белоус.
Нечто подобное случилось и во время предыдущего чемпионата мира – в 1966-м. Тогда Дед смело доверил играть молодым – тем же Бышовцу и Мунтяну вместо многоопытных Серебряникова и Йожефа Сабо. На сей раз он изменил тому опыту и после окончания мундиаля-70 вернул дублеров на «банку». При этом, далеко не всегда учитывая реальные игровые показатели, а скорее чуть ли не по законам армейской дедовщины – надо, дескать, уважать «стариков». Маслова критиковали, но он упрямо держался своей линии.
Разумеется, этот выбор вызвал неудовольствие у неплохо показавшей себя молодежи, и, как следствие, возник разлад в команде. Она перестала быть монолитом, где один за всех и все за одного. Бывалый тренер Маслов, не то чтобы растерялся, но управление коллективом потерял точно. Особенно ужасно сложились осенние туры с 24-го по 26-й: 3 поражения кряду. Тогда-то, накануне матча в Москве с ЦСКА, Дед и был уволен. Уволен некрасиво, не по-людски. Ему даже в Киев не дали вернуться с командой.
Но мы не об этом. В свои самые трудные дни в «Динамо» Маслов осознавал, что команде нужен особый футболист, который и сам бы классно играл и был бы способен вырасти в лидера, консолидирующего весь состав дружины. Не задумываясь над нависшей угрозой увольнения, Виктор Александрович дал команду селекционерам искать такого футболиста. Его и нашел недавний капитан «Динамо», а в тот тяжелый год селекционер Андрей Биба. Нашел в далекой от Киева Татарии.
КОЛОТОВ – ФУТБОЛИСТ
Виктор Колотов родился 3 июля 1949 года в поселке Юдино, что недалеко от Казани. Футбольное образование начал получать в 9 лет в детской команде местного «Локомотива». Выступал за зеленодольскую «Чайку», в 1968-м за казанские «Трудовые резервы», с 1968 по 1970-й за опять же казанский «Рубин».
Именно в том второлиговом «Рубине» молодого футболиста заметил один из самых титулованных советских наставников Гавриил Дмитриевич Качалин. Он как председатель тренерского совета союзной федерации и предложил тогдашнему главному коучу сборной СССР Валентину Александровичу Николаеву обратить внимание на способного парня из Татарстана.
Так впервые в истории советского футбола в главной дружине страны дебютировал футболист из низшей лиги. Это произошло 26 октября 1970 года (в дни глубокого кризиса киевского «Динамо» в том сезоне), в товарищеском матче против югославов. Колотов отыграл все 90 минут и отметился голом. Через три недели Николаев опять поставил его в стартовый состав в отборочном матче ЧЕ-1972 против киприотов, и Виктор вновь забил мяч, уже на 10-й минуте. Не уходил он с поля без гола и в последующих контрольных встречах с вовсе не слабыми «Рапидом» из Вены и «Гамбургом».
На Колотова нацелились сразу три монстра советского футбола: московские ЦСКА и «Торпедо», но более оперативно действовало «Динамо» из столицы Украины. Конкретно, Андрей Биба.
Все три титулованных клуба так искусно соблазняли неискушенного провинциала, что он не заметил, как подал заявления… в каждый из них. А так как в итоге парень предпочел Киев Белокаменной, это послужило поводом для разгромного фельетона «Футбольный детектив». Он был опубликован 16 декабря 1970 года. Пусть и в «отраслевом» «Советском спорте», но зато принадлежал перу главного фельетониста наипервейшего «органа» партийной и государственной власти – газеты «Правда».
А советские чиновники – самые умелые читатели между строк: коль скоро «пропесочил» журналист из «Правды», то это уже приговор. В чем только не обвинялся Колотов в этой откровенной заказухе! Он, мол, и беспринципный, и меркантильный. Опустился даже до того, что сравнивал метражи обещанных квартир в Москве и Киеве. Короче, Колотов не соответствовал нравственному облику советского спортсмена!
Такой громкий окрик «товарища из «Правды» спортивные начальники СССР никак не могли оставить без реакции. Виктора дисквалифицировали на целый сезон – до конца 1971 года.
Благо, киевские партийные руководители были те еще тертые калачи и в бюрократической демагогии толк знали. Не без невидимой миру отмашки Владимира Васильевича Щербицкого в главном «органе» партийной власти УССР газете «Правда Украины» появилась ответная статья. В ней главным аргументом был «отыгран» тот факт, что «во время войны отец Виктора, сержант десантных войск, был ранен, освобождая столицу Украины, за что получил боевую медаль…». Стало быть, сына потянуло на место подвигов отца.
Леонид Ильич Брежнев был неравнодушен к подобным порывам души, а Владимир Васильевич уж постарался, чтобы эти строки были прочитаны Генеральным секретарем ЦК КПСС. Нельзя забывать и о твердой позиции наставника сборной страны Николаева, который ясно высказался: в отборочных матчах чемпионата Европы ему точно нужен этот полузащитник.
Уже весной дисквалификация Колотова была снята, и 6 мая 1971 года Виктор впервые вышел на поле в динамовской футболке в домашнем матче против «Зари». В той встрече он и открыл счет своим голам за бело-синих. Вот, что писал тогда «Советский спорт»: «Активность хозяев поля дала результат в середине первого тайма: защитник «Зари» снес Медвидя у угла штрафной площадки – Мунтян пробил штрафной, и Колотов, опередив соперников, ударом головой забил гол». В том, своем дебютном сезоне Колотов с 10 мячами стал лучшим бомбардиром клуба.
6 мая 1971 г. «Динамо» – «Заря» 1:0. Первый матч и первый гол Виктора КОЛОТОВА в высшей лиге
Одиннадцать сезонов в «Динамо» (1971-81) и девять (1970-78) в первой и олимпийской сборных страны были счастливыми и для самого футболиста, и для его болельщиков. Колотов – 5-кратный чемпион СССР (1971, 1974, 1975, 1977, 1980). Кстати, в 1980-м, несмотря на то, что Виктор не наиграл необходимое для получения медали количество матчей, ему все же ее вручили – учли заслуги полузащитника перед отечественным футболом.
А еще Колотов – двукратный обладатель Кубка Союза (1974 и 1978), обладатель Кубка кубков и Суперкубка УЕФА (1975). За «Динамо» в чемпионатах СССР, в борьбе за Кубок страны и еврокубки провел 298 матчей.
В футболке сборных страны выходил на поле 55 раз, забил 23 мяча. Выиграл «серебро» ЧЕ-1972 и дважды «бронзу» Олимпийских игр – в 1972-м и 1976-м.
Член символических клубов бомбардиров имени Григория Федотова и Олега Блохина (забил 106 голов в официальных матчах), что, согласитесь, редкость для номинального полузащитника. Семь раз был включен в списки «33-х лучших», из них пять раз – под №1.
СТИЛЬ КОЛОТОВА
Об игре Виктора во многих матчах, в т.ч. и «звездных», можно вспомнить немало интересных деталей, но правильнее будет дать слово признанным профессионалам.
Мэтр советской футбольной журналистики, многолетний главный редактор журнала «Футбол» Лев Иванович Филатов так писал о нем: «Колотов – игрок поразительной активности, ничто не казалось ему менее или более необходимым, он готов был отвечать за все происходящее. В обороне ворот усерден, терпелив, отважен, и, посмотрев на него за этим занятием, нельзя было не произнести: «Вот твердый защитник!» И не считал это эпизодом, помощью тем, кому по штату полагалось обороняться. Нет, вместе с ними, в одном ряду, сколько нужно, отбирал мяч, подставлял грудь, кидался в рискованные подкаты. Тут же мы его видели среди атакующих, мчащегося со всех ног к мячу, посланному вперед. И теперь хотелось воскликнуть: «Вот истинный форвард!».
Одну из самых интересных характеристик Виктору лет двадцать тому назад дал мне в интервью умница Михаил Михайлович Коман:
«Виктор – прежде всего, очень честный человек. Это было видно и на поле, об этом знали и знают все, кто имел с ним дело... Он играл очень полезно: всегда успевал помочь сзади – отбирал, отдавал пас и тут же открывался. Даже если полкоманды было не в форме, Колотов в одиночку продолжал сражаться и почти всегда побеждал! Длинноногий Виктор перемахивал через все поле по-особому, если хотите, оленьей поступью. Часто без мяча, в ту точку, где надеялся его повстречать. То был один из вариантов атаки нашего киевского «Динамо», да и сборной. Именно колотовский вариант. С одного фланга мяч перебрасывали на противоположный, и он туда несся. Вратарь и защитники противника не успевали перестроиться, перед Виктором оказывался открытый угол ворот, он и бил в упор. У другого ничего бы не вышло, никто не был способен с середины поля, из толпы игроков вынестись, всех оставив за спиной, и явиться к мячу как из-под земли».
Виктор КОЛОТОВ и его партнеры с Кубком обладателей кубков – первым европейским трофеем в истории советского клубного футбола
Пусть не покажется притянутой за уши аллегория «оленья поступь». Колотова действительно отличал от других широкий беговой шаг.
Не менее ценно мнение Андрея Бибы: «Виктор всегда считал себя моим крестником. Кроме той «акции», когда мы его вывезли из Москвы из-под носа у «Торпедо» и ЦСКА, нас сблизил футбол. Относительная простота колотовской игры могла обмануть многих, но я с самого начала проникся уважением к его удивительному умению играть без мяча. Никогда ранее да и, пожалуй, сегодня не найти такого футболиста, к которому бы не могли подобрать ключик соперники. Ходы Колотова были всегда своевременны и неожиданны».
И, наконец, оценка Лобановского: «Диапазон игры Виктора Колотова неповторим! Все он делал настолько правильно и вовремя, что болельщики на трибунах, с первого матча зачислившие футболиста в любимцы, не переставали диву даваться. Сделав передачу, короткую ли, среднюю, длинную, он стремглав летел к воротам. Его останавливали, пихали, отталкивали, но он был неудержим, и всегда стремился к максимальной цели – оказаться первым у мяча после передачи партнера и забить. О работоспособности Колотова ходили легенды».
Много лет спустя журналисты спросили Виктора, не жалеет ли он о том, что в начале пути предпочел Киев Москве? Без излишнего пафоса он ответил: вся последующая футбольная жизнь подтвердила – выбор был сделан правильный. И, наверное, убедительнее всяких слов говорят результаты – они с ребятами «кое-чего добились…».
КОЛОТОВ – ТРЕНЕР
Завершив свои выступления на поле, Виктор Михайлович сначала два года отработал с детьми в динамовской школе, а с 1984 по 1992 год входил в тренерский штаб «бело-синих», в том числе руководя подготовкой дублеров.
Еще был наставником «Борисфена» и ивано-франковского «Прикарпатья». Больших звезд те его подопечные не хватали, но не нужно забывать и о теневых, закулисных играх, в которых Колотов был не просто чужаком –он категорически не воспринимал их.
Отдельно следует выделить его работу в молодежной сборной Украины – в 1995-96 и 1998-99 годах. И здесь зачастую решающую роль играли далеко не игровые факторы, способности футболистов, опыт тренеров. Вот и в отборочном цикле уже далекого 1999 года все было против Колотова: наставники ведущих клубов страны не отдавали ему на сборы своих молодых лидеров, а некоторые кандидаты были вызваны в национальную дружину. Другой бы сам подал в отставку, но только не бескомпромиссный Виктор Колотов.
Итак, поединок «молодежек» в далекой Исландии 7 сентября 1999 года. Украина – несомненный фаворит, ведь первый домашний матч «сине-желтые» выиграли со счетом 5:1… Дальше пойдет недоказуемая информация. Да собственно разве являются информацией кулуарные, переданные шепотом пересказы? Так вот, якобы тогдашнее руководство национальной федерации загодя приняло «мудрое» решение не премировать «молодежку» за победу на выезде над исландскими ровесниками. И вроде бы часть футболистов, не из столичного клуба, разозлилась! Правда это или сплетня – не важно. Важно другое: итогом стали 4:1 не в пользу более сильной сборной Украины.
Тот последний матч Колотова в статусе наставника «молодежки» в далекой Исландии я помню как вчерашний. Игра проходила не в маленьком, но уютном Рейкьявике, а в какой-то деревушке, недалеко от главного города островной державы. Сельский стадион буквально на берегу океана, сильнейший ветер, который, казалось, вот-вот унесет мяч в сизую осеннюю морскую воду, и… абсолютно безвольная игра наших футболистов.
После финального свистка мы, журналисты, ринулись к «хибаре», служившей раздевалкой. Старший тренер Колотов молчал с каменным выражением лица, а игрокам «пихал» его ассистент Владимир Трошкин. Но что толку…
Вскоре начальники «заочно» оповестили Виктора Михайловича, через того же Трошкина, что тот уже – не тренер сборной. Меньше, чем через три месяца, 3 января 2000 года Колотова не стало. Сердце не выдержало…
Сейчас и в Украине, и в городе его первой команды мастеров – Зеленодольске – проводятся турниры Колотова. Это справедливо. Ведь он был не только выдающийся игрок, но, прежде всего, Дон Кихот от футбола.
Семен СЛУЧЕВСЬКИЙ, «Футбольный клуб»