Самый первый из всесоюзных призов главного ранжира – Кубок СССР – киевляне завоевали в 1954 году, но чемпионство только в 1961. Впервые в истории советского футбола золотые медали победителей чемпионата были вывезены из Москвы. И добились этого именно наши бело-синие.
Потом они установили рекорд – 13 комплектов медалей из самого драгоценного металла. Рекорд, который никто не повторит, не превзойдет – уже никогда не будет первенств Советского Союза.
В этой статье рассказ о командире, главном тренере первого чемпионского состава «Динамо» — Вячеславе Дмитриевиче Соловьеве, которому сегодня исполнилось бы 94 года.
Лейтенант из «команды лейтенантов»
Он рано повесил бутсы на гвоздь. В 29 лет. Хотя к тому времени в его коллекции уже были пять золотых медалей чемпионатов СССР, одна серебряная медаль. Дважды поднимал над головой Кубок бывшей великой страны, один раз был включен в список «33-х лучших», причем на первом месте. Он не затерялся в великой, вписавшей навсегда свое имя «Команде лейтенантов» Бориса Андреевича Аркадьева, хотя это было совсем не просто. Ведь рядом блистали кумиры миллионов болельщиков Всеволод Бобров, Григорий Федотов, Алексей Гринин, Владимир Демин. Вообще послевоенная команда московских армейцев была не только сильна сама по себе, она олицетворяла в глазах народа армию – главную силу в победе над фашизмом.
При производстве документальных фильмов и телерепортажей о футболе мне доводилось очень долго работать со старой кинохроникой. До сих улыбаюсь тем давним кадрам, на которых видно, как дружина Аркадьева приезжает на очередную игру на стадион. Все вроде как сейчас, и все по-другому. Тоже автобус команды буквально обтекает толпа поклонников.
Но автобус, конечно, не нынешний роскошный «Мерседес» или «Вольво», а практически городской рейсовый, только с мягкими сидениями. Кстати, буквально такой же скромный старенький автобус доводилось видеть в Барселоне, на стадионе «Камп Ноу» перед клубным музеем «гранатово-синих». И футболисты того послевоенного ЦДКА выходили из автобуса вовсе не в тренировочных костюмах мировых брендов с такими же спортивными сумками, а в гимнастерках, сапогах, у одних на головах военные фуражки, у других пилотки. Почти все в лейтенантских погонах, только Бобров – старлей, а Федотов – капитан.
Так бы и продолжалась их триумфальная жизнь, если бы не проигрыш в упорнейшей борьбе в полуфинале Олимпиады 1952 года в Хельсинки сборной Югославии. Упорнейшей, т.к. поединок пришлось растянуть на два матча, сначала была ничья. «Отец народов» – усатый таракан из Кремля – в отличие от своего сына Василия Сталина, покровителя «команды лейтенантов», к футболу был равнодушен. Но поражения от «ренегатов-титовцев» не выдержал, и разогнал армейскую команду. Слава Богу, что не пересажал, не расстрелял, как бывало ранее. Наш герой еще буквально пару годочков поиграл, сначала «в ссылке» – в команде города Калинина, потом вернулся в Москву, в «Торпедо», но это был вовсе не тот, привычный «топовый» уровень. И он в 29 лет превращается из классного левого полузащитника в тренера. Т.е. из Вячеслава Соловьева – в Вячеслава Дмитриевича Соловьева.
Тренер-отец
Сначала уехал в Куйбышев (ныне Самару), в скромные «Крылья Советов». В ту пору наш народ еще не слышал любопытное итальянское словечко «катеначчо», т.е. «дверь, которую невозможно пройти», или дословно «дверь на болтах», зато хорошо усвоил выражение «волжская защепка», чем тогда славились волжане. Нет, эту сугубо оборонительную тактику придумал вовсе не Соловьев. Он ее собственно и «похоронил» в «Крылышках».
В Киев он приехал летом 1959 года, но не из Куйбышева, а из Китая, где непродолжительное время служил в не совсем понятном статусе тренера-консультанта и сборной КНР, и тамошних клубных команд.
Получается, что Вячеслав Дмитриевич принял «Динамо» в 34 года. Любопытное совпадение – именно в этом возрасте ту же команду начал тренировать и его ученик В.В. Лобановский. Да, это, видать, только сейчас принято называть начинающим тренером того, кому за 40, а молодым того, кому за 50.
К его приходу бело-синие были классические середняки. 6-7-е места в турнирной таблице из 12-и несколько лет подряд – никак не могли устроить ни начальство, ни болельщиков. И предшественник Соловьева – Олег Александрович Ошенков – был отправлен в отставку. Хотя именно он вырастил поколение середины 50-х годов, именно он впервые в истории клуба и Украины завоевал Кубок СССР в 1954 году с кумирами того времени: Зазроевым, Голубевым, Фоминым, Команом, Терентьевым и другими. Но к 59-му нужна была смена поколений. И как раз Олег Александрович подвел к основе сначала Каневского, потом Бибу, Лобановского, Базилевича. Последними, буквально перед его отставкой, пополнили ряды ошенковского «Динамо» закарпатцы Турянчик, Сабо и вратарь Гаваши. Но сразу только «кошки рождаются», и терпение больших начальников лопнуло.
Приход Соловьева на тренерский мостик не мог быть легким хотя бы по психологическим причинам. Как тренер он еще не имел серьезных достижений и по авторитету не мог сравниться с корифеями того времени – М. Якушиным, Г. Качалиным, своим учителем Б. Аркадьевым, с тем же О. Ошенковым.
Да и по возрасту он был явно не «дед» – старше Олега Макарова всего на 4 года, Владимира Ерохина на 5, а Юрия Войнова на 6 лет. Он ничего не ломал в наработках предшественника, лишь смелее обозначил свой приоритет – ставку на молодежь, по преимуществу украинскую. Из Запорожья пригласил Виктора Серебреникова, и поначалу использовал его на левом краю нападения. Чуть позднее из Одессы – Владимира Щеголькова. Самым революционным решением Соловьева было перемещение Лобановского с позиции центрального нападающего на левый фланг. Лобановский долго сопротивлялся этой новации. Но Соловьев думал о команде в целом. Он не мог позволить себе роскоши держать в запасе кого-то из двоих: Лобановского или Каневского, вдвоем же в центре нападения им было тесно.
Помогло то, что Вячеслав Дмитриевич продумал очень полезную связку на левом крыле атаки: Лобановский – Трояновский. ВВЛ потом признавался, что с «Валетом» они «чувствовали друг друга спинами». Это уже позже пошли знаменитые «сухие листы» при подаче угловых от левого флажка, которые иногда завершались «чистым» голом в ворота, но чаще голом ударом головой Базилевича, принимавшего «сухой лист» как подачу.
Серебреников уступил Лобановскому позицию левого крайка, переместившись на место правого инсайда, и тоже не прогадал. Он стал намного больше забивать мячей именно оттуда, да еще освоил свою знаменитую «дугу». Из других тактических новаций Соловьева нельзя не отметить, что из Василия Турянчика он сделал первого «волнореза» в советском футболе. Так тогда прозывали опорных полузащитников. Именно Турянчик забил чемпионский мяч непримиримым соперникам в ту пору – торпедовцам, и киевское «Динамо» Вячеслава Соловьева в 1961 году впервые в истории советского футбола увезло золотые медали из Москвы.
За это он получил звание заслуженного тренера Украины. Как позже заслужил такие же почетные звания в Грузии и Узбекистане за успехи с тбилисским «Динамо» и «Пахтакором».
Я когда-то спросил у Юрия Николаевича Войнова: «Что, прежде всего, привнес в игру «Динамо» Вячеслав Соловьев?» Великий футболист ответил просто: «Он привил нам психологию победителей». Соловьев, как мы уже убедились, смело выдвигал молодых, увлекал их высокими целями. Но главное, он мог найти подход к каждому. Его как-то пытали журналисты: «Кто вы: тренер-диктатор или тренер-командир?» Вячеслав Дмитриевич вроде отшутился: «Я тренер-отец». Очень точно.
Человек стиля
А еще футболисты явно внешне ему подражали. Красивый сам по себе, с благородной шевелюрой буквально белых волос на тончайший, «по ниточке», пробор он всегда элегантно одевался. Нет, Вячеслав Дмитриевич не был стилягой, так в середине ХХ века называли модников, он был человеком тонкого стиля.
В 80-х годах снимался знаменитый документальный фильм «Футбол нашего детства». Съемочная группа нашла в Москве, в Столешниковом переулке уникального старика – мастера шить знаменитые кепки из «букле», которые обожали носить все модники середины 20-го века. А вратари – Яшин, Макаров, Маслаченко – всегда красовались в них на поле. У этого волшебника шапочных дел всегда заказывали такие кепки футболисты и Москвы, и Ленинграда, и Киева. Только в Москве они тогда назывались «кепки-лондонки», а в Киеве – «ленинградки». Так вот, мы – киношники – спросили старика-шапошника: «Кто красивее всех носил эти кепки?» – И он ответил: «Всеволод Бобров и Вячеслав Соловьев».
Соловьев не то, чтобы надевал дорогие костюмы, просто одежда всегда на нем выглядела естественно и элегантно. Присмотришься к старым «чемпионским» 1961 года фотографиям. Он там обычно в куртке из хлопка, которая на нем смотрелась как дорогой клубный пиджак. Такая куртка, которую в великой комедии «Осенний марафон» ревнивая жена героя выбрасывала в окно, а его друг – западный литератор – говорил: «Такие вещи из натурального хлопка, они у нас ценятся»…
До сих пор перед глазами кадры из полнометражного документального фильма украинских документалистов 1961 года о том первом чемпионстве динамовцев. Сквозные ведущие в ленте – звезды экрана и сцены той эпохи Тарапунька и Штепсель в форме команды: в белых футболках с косой синей полосой и буквой Д на груди. Мы пацанами сачковали школу и в кинотеатре «Киев» глазели один сеанс за другим. И каждый просмотр казался первым.
Один из самых лирических эпизодов в той картине – свадьба Олега Базилевича с юной студенткой Театрального института Татьяной – в будущем актрисой Театра имени Леси Украинки. Соловьев в своей неизменной куртке даже на этой свадьбе казался английским джентльменом во фраке.
До сих пор так же элегантно выглядят Биба и Сабо, недавно ушедшие от нас Базилевич и Каневский, а в свои звездные тренерские годы – Лобановский. Конечно, такой стиль пошел от Соловьева. Но главное, это свидетельство того, что они ему не просто подражали. Они его глубоко уважали.
Семен СЛУЧЕВСЬКИЙ, «Футбольний клуб»
(публікується мовою оригіналу)