Выходя на игру, он обязательно хлопает по лысой макушке "суперфана" Парамона. На фарт. Этот незатейливый ритуал родился в Киеве задолго до прихода Сёмина, но Юрий Палыч охотно его соблюдает. Почему нет? А после игры идёт к фан-сектору стадиона имени Лобановского, чтобы поблагодарить за поддержку людей, которые всегда рядом с командой.
Он стал первым тренером-иностранцем в истории киевского "Динамо". Но сегодня о паспорте тренера с двуглавым орлом на обложке в столице Украины никто не вспоминает. Для местной публики, по обыкновению настороженно относящейся к чужакам, он давно уже свой. Да и как иначе можно относиться к человеку, который вернул болельщикам надежду? Напомнил, что такое большие победы. Только так – с искренним уважением и признательностью. И того, и другого у российского наставника самого титулованного клуба постсоветского пространства сегодня в достатке. Ей-богу, заслужил!
Ровно год Юрий Павлович трудится на берегах Днепра. Срок вроде бы и небольшой, но как же много он за эти 12 месяцев успел! Иным его коллегам такой объём работ и за пятилетку не осилить. Сёмин мог бы пойти по пути наименьшего сопротивления, созвать десяток проверенных кадров и их мозолистыми руками-ногами добиться сиюминутного результата. Это было бы проще всего. Но он выбрал иную, намного более ухабистую стезю.
Отделив непригодные для работы примеси, он взялся лепить игровую конструкцию из подручной глины. Благо её в Киеве во все времена хватало. Нужно было только копнуть поглубже, не боясь испачкаться. Сёмин сделал то, для чего у последователей Лобановского духу не хватало, – основательно проредил старую гвардию, а освободившиеся вакансии отдал своей, динамовской, молодёжи. Ребятам, голодным до игры и не избалованным деньгами.
Юрий Павлович сразу дал понять, что никого уговаривать качественно выполнять свою работу он не станет. Не хочешь доказывать свою профпригодность наравне со всеми – свободен. Льгот за выслугу лет не предусмотрено. Бразильцы Клебер и Диого Ринкон, ещё недавно основные "атакёры" клуба, этого не поняли – и с ними без сожалений попрощались. Желающих последовать следом за опальными кудесниками, как несложно догадаться, не нашлось. Оставшиеся вняли предостережению и заработали с удвоенным усердием.
Сёмин постепенно обновлял состав. Не шарахался из стороны в сторону, а целенаправленно гнул свою линию. Не репрессиями, а исключительно силой убеждения и методом исключения слабых звеньев. Он не преследовал цели непременно выжить "стариков", но поставил ветеранов перед необходимостью соответствовать уровню притязаний клуба. Не на словах – на деле. Снизил, допустим, Шовковский требовательность к себе – добро пожаловать на лавку. Без обид. И 15-летний стаж выступлений вратаря в "Динамо" дела нисколько не меняет: на поле не имена выходят, а живые люди – лучшие на данный момент. Никаких недомолвок – всё прозрачно и предельно честно.
Первые полгода у Юрия Павловича ушли на оргмоменты – искоренение застарелых вредных привычек и выработку собственной игровой линии. Оборона у бело-голубых была швах – с неё и началась реконструкция. Плоды этой работы мы можем оценить уже сегодня: меньше киевлян в групповом турнире Лиги чемпионов-2008/09 пропустили лишь "Ювентус" и "Манчестер Юнайтед"! Столько же раз, четырежды, извлекали мяч из сетки своих ворот "Атлетико" и "Бавария". Всё, остальные проглотили больше. А ведь ещё какой-то год назад защита "Динамо" была общеевропейским посмешищем и получила в шести матчах 19 (!) голов. Как говорится, почувствуйте разницу.
Сёмин и в период интенсивной перестройки команды мог пополнить клубный музей трофеями. Но весной 2008-го они достались "Шахтёру", и не скажешь, что неожиданно. В то время как динамовцы только проникались философией нового наставника и тестировали игровые механизмы, донетчане были на хорошем ходу и, в общем-то, по делу первенствовали и в чемпионате, и в Кубке страны. Зато следующий сезон бело-голубые начали так, что соперников затипало. Больше остальных перепало "Спартаку", который за два матча "лиговской" квалификации выгреб от Милевского и компании восемь мячей, ответив на них лишь двумя собственными. Тогда-то и стало окончательно ясно: адаптация москвича в Киеве завершена. Команда и тренер поняли друг друга. Процесс пошёл.
Основной упор киевляне по осени сделали на Лигу, где дела у команды в последние годы шли из рук вон плохо. Предыдущий розыгрыш они и вовсе завершили с унизительным нулём в графе набранных очков. Возвращение болельщикам долгов началось с погромов "Спартака", а продолжилось ничьими с "Арсеналом" и "Фенербахче", победой над "Порту". Эта виктория, к слову, стала первой для киевлян в основной сетке турнира за четыре года. Увы, развить свой успех у "сёминцев" не получилось – минимальное поражение в пятом туре в Лондоне лишило их билета в 1/8 финала. Но совсем без Европы команда не осталась: победа на посошок над турками обеспечила вице-чемпиону Украины выход в весеннюю стадию Кубка УЕФА. Это, конечно, не Лига, но уже кое-что. Москва ведь тоже не сразу строилась...
"У нас наблюдается явный прогресс, – удовлетворённо констатирует шеф киевского клуба Игорь Суркис. – Команда набрала восемь очков в Лиге, спустя четыре года мы выиграли матч группового турнира на своём поле. Вдобавок "Динамо" уверенно лидирует в чемпионате Украины (отрыв киевлян от идущего вторым "Металлиста" составляет шесть очков, а от "Шахтёра" – все 12. – Прим. "Чемпионат.ру"), добралось до полуфинала Кубка Украины. В общем, задачи выполняются".
Нет поводов для самоедства и у тренера. Пока всё у ЮрПалыча хорошо. По плану. И возвращаться домой он совсем не торопится. В отпуск разве что или на выходные. А работа у Сёмина теперь в Киеве. Там, где ценят и искренне любят. Как родного. Не заглядывая в паспорт.
Олег Лысенко, "Чемпионат.ру"
(публікується мовою оригіналу)