Її голос знайомий мільйонам шанувальників футболу, її голос став рідним для сотень тисяч відвідувачів домашніх матчів «Динамо». Рівно п'ятдесят років тому, в 1959 році, після закінчення блискучої гімнастичної кар'єри, Олена Гуц почала працювати диктором на домашніх матчах «Динамо». Змінялися один за одним футбольні сезони, приходили й уходили з команди гравці та тренери, незмінним залишався лише оптимістичний голос Олени Христофорівни та її традиційне вітання глядачам: «Шановні глядачі, дорогі кияні та гості столиці...».
Сьогодні в «Динамо» свято – Олена Гуц відзначає День народження! Керівники, тренери, футболісти, трудовий колектив вітають іменинницю, бажають їй міцного здоров'я, нев'янучої енергії і довгих років роботи на благо улюбленого клубу.
Пропонуємо до вашої уваги інтерв'ю з Оленою Гуц, яке було опубліковане в офіційному журналі «Динамо Київ».
- Наверняка, волей судьбы с раннего детства я жила напротив стадиона «Динамо». Кстати, сейчас в доме, где я жила, находится офис Профессиональной футбольной Лиги Украины. Вся детвора из ближайших дворов буквально росла на стадионе, который любили не только мы, но и многие киевляне – любители спорта. Здесь было интересно. С самого утра кипела спортивная жизнь на теннисных кортах, акробатических дорожках, гимнастической площадке, в залах борьбы… Все они размещались рядом с футбольным полем. В голодные послевоенные годы нас здорово выручали сладкие маслины, которых было полно на территории стадиона. Какие они были вкусные, порой заменяли нам конфеты! В соседнем доме жил знаменитый борец Арам Ялтырьян, который сам тренировался в зале «Динамо» и приглашал в секцию борьбы ребят из нашего переулка. А меня в секцию гимнастики привел учитель физкультуры школы №6 Евгений Коваленко. Прыгучую, худенькую, гибкую, меня заметили тренеры и с октября 1945 года я стала полноправным членом общества «Динамо». Как оказалось, на всю жизнь… Я счастлива своей спортивной судьбой.
- Не поздно ли было начинать заниматься гимнастикой после десяти лет, если сейчас принимают в 6-7-летнем возрасте?
- Сейчас это воспринимают со смехом, а тогда были другие времена. У нас был замечательный тренер Ефим Факторов и уже спустя пять лет, в 1950 году, меня включили в сборную СССР. Прошло более полувека, но до сих пор свежи в памяти все дни на Олимпийских Играх 1952 года в Хельсинки. Я была уверена, что буду выступать в основном составе сборной, которая считалась фаворитом соревнований. Но за день до старта вместо меня поставили гимнастку из Москвы, у которой в предолимпийский период я выигрывала на всех соревнованиях и последних контрольных прикидках. Но… Москве тоже нужны олимпийские чемпионы… Больно и обидно, но мне пришлось быть рядом с командой-фаворитом, быть «золотым запасом», как тогда говорили. Несмотря на то, что я не стала олимпийской чемпионкой, свою спортивную карьеру считаю удавшейся. Ведь из огромного числа гимнасток всего Советского Союза смогла попасть в число девяти сильнейших и побывать на Олимпийских играх, которые забыть невозможно. Я много раз становилась чемпионкой СССР, дважды побеждала на Спартакиадах народов СССР. Все титулы и звания, которых я добилась в гимнастике, мне очень дороги. Спорт позволил увидеть многие страны, приобрести новых друзей. Сейчас гимнастика значительно помолодела. На Кубках мира вступают 15-летние девчонки. Новому поколению не понять, как киевлянка Лариса Латынина становилась абсолютной чемпионкой в 34 года. Я счастлива, что выступала в сборной команде Украины вместе со звездами мировой гимнастики Бочаровой, Гороховской, Латыниной, Астаховой.
- В обществе «Динамо» было много видов спорта. Как произошло ваше знакомство с футболом?
- Да какое знакомство, если все свободное от тренировок время, когда не были в отъезде на соревнованиях, мы проводили на любимом стадионе. Хорошо знали друг друга, часто встречались на парадах, спортивных праздниках и всегда «болели» за своих на футболе. А на Спартакиадах в Москве в свободные дни ездили на соревнования футболистов, гимнастов, борцов, пловцов, искренне поддерживали всех украинских ребят из сборной. Позже узнала от Виталия Голубева, что в 1952 году он тоже был на олимпийском сборе футболистов, но в Хельсинки его не взяли. А в «Динамо» мы были дружной большой семьей. Тогда все спортсмены были одной семьей, дружили, вместе отмечали победы. В ресторане «Динамо», чуть выше стадиона, в конце каждого года собирался весь коллектив «Динамо» для подведения итогов спортивного года. Это было традицией.
- После окончания карьеры вы стали тренером. Но затем сменили профессию, начав работать диктором на спортивных аренах…
- Закончив выступать в1961 году, я 11 лет проработала тренером, на общественных началах активно сотрудничала с Федерацией гимнастики Украины более 30 лет (была вице-президентом, генеральным секретарем, судьей всесоюзной и международной категорий, возглавляла судейскую коллегию). После тренерской работы, которую пришлось оставить из-за травмы руки, в Учебно-спортивном отделе «Динамо» курировала семь видов спорта. Старалась передавать свой опыт молодым тренерам. К тому же у меня неплохо получалась работа с микрофоном. В августе 1960-го меня впервые пригласили провести матч чемпионата СССР с участием «Динамо». Получилось удачно и с тех пор уже много лет занимаю место у микрофона. Кроме матчей первой команды «Динамо» и дубля работала на соревнованиях по гимнастике, ежегодно проводила парады открытия футбольного сезона…
- Как выглядела работа диктора на стадионе в 60-е годы?
- Суть работы была той же, что и теперь. Поздороваться со зрителями, объявить составы команды, авторов голов, проведенные замены… Только тогда мое рабочее место находилось на беговой дорожке, на краю тренерской скамьи, которая тогда не имела без навеса. Можно сказать, место диктора было в самом центре событий. Я слышала все реплики тренеров, видела радость одних и огорчение других. За почти пятьдесят лет в «Динамо» сменилось более десяти тренеров, и все они отличались интеллигентностью и сдержанностью. Воплощением образа тренера служил Лобановский, все эмоции сдерживавший в себе. Возможно, для здоровья лучше встать и покричать на игроков, но он этого позволить себе не мог. То же самое могу сказать о Соловьеве, Севидове, Маслове, Терентьеве, Демьяненко. Пожалуй, самыми эмоциональными в силу характера были закарпатцы Коман и Сабо. Сама я тоже переживала очень сильно, но молча, сердцем.
- Насколько изменился киевский болельщик и атмосфера на стадионе?
- Я не могу понять ребят, которые приходят на трибуну только чтобы покричать, «обозвать» и излить эмоции. Неужели для этого нет другого места! Постоянно дудя в дудки и махая флагами нельзя сосредоточиться на футболе, сполна наслаждаться игрой. Раньше гол или удачную комбинацию зритель оценивал аплодисментами. И это было здорово! А в перерыве матча мы специально готовили динамовскую радиогазету. То есть сообщали новости из жизни организации, знакомили с результатами выступлений ребят и девушек других видов спорта. Зрителю это было интересно.
- Елена Христофоровна, какой матч или соревнование отложилось в памяти наиболее всего?
- Я лично знаю всех игроков «Динамо» начиная с 50-х годов, и все они для меня как родные. Встречаю недавно Владимира Мунтяна и он мне признается, что до сих пор помнит, как я объявила его выход в матче дублеров в 1963 году. Александр Леонидов говорил, что у него поджилки на ногах тряслись, когда я объявила на стадионе о дебюте его ученика Олега Блохина. Помню белобрысого Алексея Михайличенко и его первые матчи. Со многими игроками дружили семьями, было много общих интересов, а объединяло нас «Динамо». Из соревнований памятна Олимпиада в Москве. Меня пригласили пройти полуторамесячную стажировку, после чего в паре с Ремом Турпищевым, знаменитым футбольным комментатором, я вела олимпийский турнир по гимнастике. Запомнилась олимпийская атмосфера, единство спортсменов и народов мира. Вот так, спустя тридцать лет, я все же приняла участие в Олимпийских играх, но уже в роли диктора, что было очень почетно.
- Вы с такой теплотой и ностальгией вспоминаете о «Динамо» прошлых лет. Что скажете о нынешней команде?
- Да то же самое! Что люблю и всегда желаю только победы! Ведь моя беззаветная любовь к команде «Динамо» всех времен никогда не угасала и будет таковой, пока я есть. А нынешняя команда мне также близка и дорога. Наверное, каждый человек наилучшие воспоминания сохраняет о молодости, о тех победах. Незадолго перед смертью Коте Махаразде подарил мне свою книгу «Репортаж без микрофона» и сказал очень приятные слова: «Я не сомневаюсь, что ваш голос так звонко льется именно потому, что вы искренне любите «Динамо». Я действительно всю жизнь прожила в «Динамо» и благодаря этому до сих пор здорова и радуюсь каждому новому дню. У меня настолько интересная работа, что не остается времени на проблемы, жду новых матчей, новых побед и поводов наслаждаться жизнью. Она с «Динамо» у меня одна.
(публікується мовою оригіналу)