Не так много времени осталось до ответного поединка Национальной сборной Украины и сборной Турции. В преддверии этого матча Юрий Николаевич, ныне тренер юношеской сборной Украины, не понаслышке знакомый с турецким футболом, делится с читателями газеты «Гол!» воспоминаниями о своем выступлении в турецком чемпионате, впечатлениями об увиденных матчах «Динамо» и «Трабзонспора», турецких футболистах и просто Турции…
Об украино-турецком противостоянии.
- В последнее время судьба постоянно сводит Украину и Турцию на футбольном поле. Поделитесь воспоминаниями о нашумевших матчах прошлого года между нашим «Динамо» Киев и турецким «Трабзонспором».
- Все эмоции уже улеглись, ведь матчи были уже достаточно давно. Единственное, что сейчас приходит на ум, когда вспоминаю те игры – слава Богу, что всё так закончилось! Ведь все мы знали, что «Трабзонспор» - сильная, серьезная, конкурентоспособная команда. Я считаю, «Динамо» по праву вышло в групповой турнир Лиги Чемпионов. Тем более, что сама игра забывается, а в памяти остается только результат.
- Какое впечатление о себе оставил «Трабзонспор» 2004 года, после неоднозначных поединков с «Динамо»?
- Клуб произвел позитивное впечатление. «Трабзонспор» как раз был на ходу, находился в хорошей форме, имея за спиной достойные результаты в Чемпионате Турции и, как результат, занимал лидирующие позиции в турнирной таблице. Клуб с большой историей, традициями и, главное, с серьезным руководством. С тех пор, как я выступал в этой команде, «Трабзонспор» значительно изменился, и исключительно в лучшую сторону!
Итак, старая истина – соперник играет так, как ему это позволяет оппонент. Первая игра, которая проходила в Киеве, конечно же, полностью выиграна турецкими гостями. Мое мнение, что, всё-таки, это не столько их заслуга, сколько ошибка украинских футболистов. Повлияло то, что наши киевские ребята немного сдали позиции. Сыграли хуже, чем могли. Но зато в ответном матче все увидели совершенно другую команду в лице «Динамо» Киев. Трабзон явно не ожидал, что произойдут такие метаморфозы в нашем стане за столь короткий период времени.
Я увидел две равные команды-соперника. Конечно, «Динамо» немного помогла удача, но, всё равно, выигрывает достойнейший, хоть «Трабзонспор» заслуживал победы не на много меньше киевлян. Это был бы большой успех для них. Но не забываем об исторических заслугах бело-голубых на европейской арене. Учитывая их, наше «Динамо» стоит выше турецкой команды и, вероятно, выиграло вполне заслуженно! Всё доказал результат!
- Следующее украино-турецкое противостояние мы видели, и еще увидим его продолжение, на уровне национальных команд… Мы были свидетелями блестящей уверенной победы нашей дружины в Стамбуле, что же нас может ожидать осенью в Киеве?
- Думаю, что мы увидим не менее захватывающую, интересную и сложную для обеих команд игру. Не зависимо от результата, победы нашей Национальной сборной, Украина провела очень тяжелую игру. Итак, нас ожидает ответственная игра с нашим прямым конкурентом за выход из группы. И это очень хорошо, ведь игра обещает быть действительно интересной, как для болельщиков, так и для футбольных специалистов. В любом случае, нашим ребятам необходимо забыть первый победный матч. Это было давно. У турков будет совершенно другой настрой на сентябрьскую игру. Им отступать некуда. Собственно, как и нам.
Сборная команда Турции принадлежит к командам европейского уровня. Вспомним, хотя бы, их успех на Чемпионате Мира в Японии и Корее в 2002 году, когда они заняли почетное третье место в мировом первенстве. С тех пор у турков остался практически тот же состав, плюс новые талантливые исполнители, которые его хорошо дополнили.
О городе Трабзоне, команде «Трабзонспоре» и Фатихе Текке.
- Всем известна невеселая история, связанная с вашим пребыванием в Трабзоне. Давайте не будем еще раз касаться юридической стороны этой темы, а поговорим исключительно о самом футболе. Итак, расскажите о вашем трансфере из «Динамо» Киев в Турцию.
- В то время, когда я еще играл за «Динамо», я, видимо, уже созрел, чтобы перейти в другой клуб. На данный момент я был не против поменять клуб. Я не хотел уходить из «Динамо», но жизнь заставила. Может быть это было поспешным решением, но оно было мной принято. И как раз в это время «Трабзонспор» предложил мне сменить бело-голубую футболку на их бордово-синюю. Как и сейчас, турецкое первенство было конкурентоспособным, сильным, интересным чемпионатом. Я не жалею, что поехал туда играть. Я выступал в хорошем составе, на хороших полях и, главное, в хорошем чемпионате. Единственный осадок оставило то, что я как раз попал в «Трабзонспор» во время его реформации, перестройки команды. У клуба было много внутренних конфликтов, нарушений в финансовом и в игровом плане. Команда находилась в большой яме, и я как раз нырнул в нее вместе с командой.
- Расскажите немного поподробней о тех неурядицах, которые вы лично увидели внутри клуба.
- Одним словом – полная неразбериха! С тренером, с президентом, с футболистами. Я увидел целую совокупность проблем, не было так, чтоб команде мешала какая-то одна конкретная проблема. Была целая цепь сложностей. Видимо, это и отразилось на турнирном положении «Трабзонспора». Команда заняла в тот год как никогда низкое место. Хотя по игре я бы не сказал, что у футболистов были какие-то особые проблемы. Главным образом на всё повлияла нервотрепка внутри команды, вокруг всего клуба.
- До личного знакомства с Турцией, что вы знали о футболе этой страны?
- Не скажу, что я целенаправленно интересовался чемпионатом Турции, но у меня было несколько знакомых ребят, например, Олег Саленко, которые играл в этой стране. Я знал, куда еду.
- Во время вашего пребывания в Трабзоне, команду тренировал Гордон Мильне (некогда игрок «Ливерпуля», бывший ассистент тренера английского «Ньюкасла», тренер турецкого «Бешикташа» и еще нескольких турецких клубов, менее известных нашей общественности – прим. автора), чем он вам запомнился?
- Гордон Мильне в тот момент находился в очень трудной положении, о котором я упоминал ранее. Как тренеру, я ему сейчас сочувствую. Все мы вместе были заложниками той ситуации. Ему приходилось, в основном, взывать к патриотическим чувствам футболистов, нежели к их профессиональным качествам. К сожалению, из-за этого он мне не запомнился ни чем особым, именно как тренер. Но, что касается, личного общения, его человеческих качеств, то Мильне оставил очень приятное впечатление. Жаль, что так и не удалось его узнать через тренировочный процесс. Но, в любом случае, видно, что это профессионал своего дела, хороший специалист. Не зря он приводил «Бешикташ» в свое время к чемпионским медалям. Именно в Турции он добился наибольшего успеха.
- За ваше недолгое пребывание в «Трабзонспоре», успели ли вы обзавестись друзьями в этой команде?
- Да. В первую очередь я подружился с легионерами. Например, Вугринцом, Милашевски, Кэмпбеллом. Меня также хорошо приняли местные турецкие ребята. После того, как я покинул команду, мы долгое время поддерживали связь с ними, перезванивались. Конечно, было трудновато общаться из-за нашего общего незнания языка друг друга. Мы разговаривали в основном на английском, но я иногда пытался говорить с ними и по-турецки. От коллектива остались позитивные впечатления. Мы находились в дружественной атмосфере. Неурядицы нас только больше сдружили и сплотили, ведь нам не оставалось ничего, кроме как играть…
- Вы застали одного из лидеров турецкого футбола сегодняшнего дня – Фатиха Тэкке – в самом начале его карьеры. Можно ли было в нем разглядеть будущую футбольную звезду, капитана «Трабзонспора» и просто отличного форварда?
- Да. Я был у истоков его становления, хорошо помню Тэкке тех годов. В то время – молодой, очень амбициозный парень. Он обижался, что его не ставили в стартовый состав. Понятно, юность, горячая кровь и множество тех нюансов, через которые мы все прошли, когда были молодыми. Фатих прилагал большие усилия, чтобы быть первым и наконец-то прорваться в первую команду. Он знал, что способен на это и вскоре всем это и доказал. Сегодня его совершенно правильно привлекают к играм Национальной сборной, команды, которая является приделом мечтаний для большинства турецких футболистов.
- Остались ли у вас какие-то особые воспоминания о самом городе Трабзоне?
- Больше всего запомнилась атмосфера на стадионе и всё, что непосредственно связано с ней. А именно – болельщики и их особое отношение к своей команде. Очень эмоциональные люди. Если команда проиграла, то могут и камнями забросать автобус своего же клуба! Меня об этом предупреждали. Когда же с выступлениями «Трабзона» всё в порядке, то тебя, буквально, могут носить на руках.
- Следите ли вы сегодня за событиями в футбольной Турции?
- Частично. Так как возможности смотреть в Киеве трансляции у меня нету, то могу судить о турецком чемпионате исключительно из прессы. Конечно, я в курсе, что «Трабзонспор» занимает лидирующие позиции в турнирной таблице. Ведь дела клуба значительно улучшились после смены руководства. Изменилась инфраструктура, была построена новая база. Сейчас это совсем другой клуб по сравнению с тем, что был в период моих выступлений в нем.
О юношеской сборной Украины
- Вы завершили карьеру игрока и стали вскоре сами тренировать футболистов. Насколько сложным оказался для вас период привыкания к новой роли в футболе?
- Мне не было тяжело, но и не скажу, что было всё очень просто. Я морально готовился к дню, когда придется повесить бутсы на гвоздь, лет с восемнадцати. Я уже давно делал заметки для себя о тренерской работе тех тренеров, с которыми я работал. Я не знал, буду ли я сам тренером или нет, но, в любом случае я понимал, что это мне не помешает, а только пойдет на пользу. Как видите, мне сейчас всё это очень пригодилось. Когда я заканчивал игровую карьеру, то был в ранге ветерана. А как только стал наставником, то сразу попал в категорию самых молодых тренеров Украины.
- Вы работали с разными возрастными категориями игроков. Обычными взрослыми футболистами и юниорами, практически детьми. Расскажите об особенностях работы с игроками разных возрастов.
- Конечно, разные методы работы и совершенно другие методы воздействия на игроков. Юниоры, конечно же, – мои товарищи, я отношусь к ним серьезно. Но, всё же, больше они для меня как дети. Ведь моему старшему ребенку – 17 лет, а максимальный возраст юношей в моей команде – 19 лет.
Когда я завершил работу с футболистами профессионального клуба и приступил к тренировкам юношеской сборной, я недолгое время старался максимально настроиться на новый вид работы, вспоминал себя в возрасте моих новых подопечных, ставил себя на их место, чтобы лучше их сейчас понять.
- А если бы у вас было два параллельных предложения – возглавить профессиональный клуб или юниоров Украины, что бы вы предпочли?
- Передо мной такой альтернативы не было, возможно, я бы тогда задумался над принятием решения… Но сегодня я вполне доволен моей работой и считаю, что, всё-таки, должность главного тренера сборной страны, пусть и юниорской, стоит на ступень выше, нежели просто тренер команды мастеров.
- Ваши пожелания болельщикам, которые будут читать этот материал.
- Хотел бы просто поблагодарить почитателей футбола за то, что они так любят этот вид спорта! Пусть их любимые команды и национальные сборные радуют только победами! А так же, личное спасибо читателям, которые сейчас держат в руках газету и читают это интервью. Спасибо, что помните меня!
Зоя КОРЯКИНА-ЧЕРНЯК, Киев, специально для «ГОЛа!»
(друкується мовою оригіналу)