Виктор Чанов: «Я вернулся в свою стихию»

Виктор Чанов: «Я вернулся в свою стихию»

Приготовившись к интервью, Виктор Чанов принялся осторожно поглаживать заметно распухшую ладонь левой руки. Перехватив мой недоуменный взгляд, грустно улыбнулся:

- Вот видите, уже и первую профессиональную травму получил на новой работе…

- Как же это случилось, Виктор Викторович?

- На тренировке нам нужен был четвертый вратарь для одного специального упражнения. У нас тут на сборах, как вы знаете, три голкипера - Шовковский, Рыбка и Луценко. Естественно, что я встал в ворота. Тут один парень (не буду называть его фамилии) пробивает в ближний угол, я успеваю достать, а он по инерции как заедет мне по ладони бутсой…

- Так, может, зря вернулись? Сидели бы по-прежнему в теплом офисе, проводили рабочие совещания, встречи с деловыми партнерами… И не падали бы в свои 47, как когда-то в молодости, на газон в попытке достать этот коварно уходящий мяч, не имели бы дела с промокшим от пота вратарским свитером...

- Нет, нет и еще раз нет! Хотя, не скрою, мне не претит светская жизнь бизнесмена. Но все же я вернулся в стихию, которую считаю истинно своей, которую на генетическом уровне унаследовал от отца и деда - известных в свое время голкиперов.

- Как полагаете, ваша адаптация к тренерской деятельности - уже свершившийся факт или этот процесс требует более длительного времени?

- Мне вся эта работа хорошо знакома, поэтому длительной адаптации не понадобилось - хватило одного рабочего дня. Думаю, что на сегодня этот процесс для меня уже завершен.

- Если не ошибаюсь, ранее вам никогда не приходилось работать тренером вратарей.

- Вратарей - нет. Но я немного поработал помощником главного тренера в «ЦСКА-Борисфен». А потом наши пути с футболом надолго разошлись. Но ничего, наверстаем.

- А почему не стали тренером сразу же после завершения карьеры игрока: не испытывали такого желания или не было возможности, то есть - предложений?

- Скорее - по второй причине. А желание было. Осуществить его удалось лишь этой зимой: в декабре прошлого года у меня состоялся сначала разговор со спортивным директором Леонидом Буряком, а через два дня и - с президентом клуба. Взял, как водится, небольшую паузу для того, чтобы тщательнее обдумать этот вопрос. И дал согласие.

- Решали все сами?

- Конечно, советовался с семьей. Все-таки длительное время у меня была другая жизнь. Но мы пришли к мнению, что футбол - дело моей всей моей жизни.

- А звонок Буряка удивил?

- Сам звонок - нет. Думал, может, с какой-то просьбой звонит человек. А вот то, что он мне сказал, было, конечно, абсолютно неожиданным.

- И что вы почувствовали в тот момент?

- Целую гамму чувств пережил: удивление, радость, недоумение. Я же не был готов к такому предложению.

- И ни на йоту не сомневались, отвечая «да»? Ведь вам предстояло кардинально поменять образ жизни, сложившийся и устоявшийся в последние годы.

- Да нет, особо не сомневался. А прежнее дело продолжает работать и без меня. Я из бизнеса насовсем не ушел. У меня хорошие компаньоны. А в принципе, вы правы: жизнь моя поменялась кардинально. Это был серьезный шаг, но я очень доволен.

- Говорят, вы достигли в предпринимательстве немалых успехов. Это действительно так?

- Пожалуй, так. Нашей фирме уже восемь лет, у нее хорошая репутация. Компаньонам сказал, что нельзя сидеть на двух стульях. Поэтому ушел с поста генерального директора, но остался учредителем нашей фирмы. Все были рады за меня.

- Нередко известных спортсменов берут в соучредители фирм, чтобы легче было решать вопросы...

- Да, такое, как говорят в Одессе, имеет место быть. Но я, даже вновь окунувшись в футбол, все равно буду при необходимости и при возможности решать вопросы бизнеса. Надеюсь, свободное время у меня будет - хоть иногда.

- Итак, вы вернулись в «Динамо» через шестнадцать лет. С чего начали?

- Первый рабочий день начался с представления команде, затем последовало общение с Анатолием Демьяненко и его тренерским штабом. Вице-президент клуба Йожеф Сабо, кстати, представлял футболистам не только меня, но и других новобранцев тренерского штаба - Литовченко и Калитвинцева.

- Вы все нюансы работы с вратарями вы определяете сами или же что-то согласовываете с главным тренером?

- Свою работу ни с кем не согласовываю - у нас с Демьяненко полное доверие. Он не вмешивается в мою работу, я - в его. Единственное, что мы непременно обсуждаем, - это план тренировки. Надо ведь знать, сколько у меня есть времени для работы с вратарями.

- Вы, не сомневаюсь, и раньше видели игру Шовковского, Рыбки и Луценко в отдельных матчах. Теперь, познакомившись с этими голкиперами поближе, составили мнение, над чем им следует потрудиться в первую очередь?

- С первого дня мы взялись за устранение изъянов, которые я заметил в их игре. При этом ничуть не умаляю профессиональные достоинства Михаила Михайлова, который работал в клубе с вратарями до меня. Просто у него одно видение, у меня - другое. Как и в любом деле, в нашем, вратарском, есть нюансы. Первые плоды нашей работы, кстати, уже можно заметить.

- Вы упомянули Михайлова, который в течение нескольких лет работал с вратарями в «Динамо». У вас был с ним разговор?

- Нет, мы с ним нигде не пересекались.

- Как восприняли, на ваш взгляд, нового наставника вратари «Динамо»? Сначала к ним, наверное, предъявлялись одни требования, теперь - другие. Вы не чувствовали, например, настороженности со стороны подопечных на первых порах?

- Да нет, ничего такого не замечал. Но это лучше у них самих спросить. А если судить по работе, восприняли меня нормально.

- О Шовковском говорить, наверное, излишне - он опытный и признанный мастер. А вот за счет каких качеств может вырасти в классного голкипера молодой Рыбка, и как лично вы можете ему в этом помочь?

- Я стараюсь помочь ему прогрессировать. Но, как оказалось, у Рыбки проблема с лишним весом. Поэтому первой задачей, которую я перед ним поставил, было приведение себя в порядок в этом плане. Должен сказать, что я уделяю абсолютно одинаковое внимание каждому из трех вратарей. У меня нет разделения на основного голкипера и его дублеров. Главная задача, чтобы все три вратаря всегда находились в хорошей форме и были готовы выйти на поле. Вот к этому мы и будем стремиться.

- Демьяненко будет учитывать ваше мнение, определяя голкипера на конкретный матч?

- Всю необходимую информацию я буду ему передавать, и, думаю, именно на ее основе главный тренер и будет принимать окончательное решение.

- Ваши взаимоотношения с вратарями ограничиваются исключительно профессиональной работой или они все же шире?

- Мы много общаемся с ребятами, обсуждаем различные темы. «За жизнь» говорим.

- Как чувствуете, вам достаточно опыта и знаний, которые приобретены в бытность игроком, для успешной работы сегодня?

- Если бы я сказал, что все знаю, это выглядело бы нескромно. Но хотя я и прошел большую школу в футболе, все равно каждый день пытаюсь узнавать что-то новое, чему-то учиться. Потому что если я остановлюсь в своем развитии, остановятся и те, кого обучаю. В этом плане постоянно веду кропотливую работу: изучаю игру вратарей разных школ, много читаю, просматриваю видео, слежу за новинками.

- Наблюдая за вашей работой, отметил, что, по сравнению с другими тренерами, вы слишком уж мягки и тактичны по отношению к своим подопечным, чуть ли не шепотом отдавая им указания. Это - издержки адаптации или ваш стиль?

- Вратари - специфические люди, они очень ранимы. Поэтому с ними нужно мягче работать, чем с представителями других амплуа. Повышение тона или попытки наставника «ломать через колено» для них недопустимо. Это потом может негативно сказаться на их игре, а, значит, и на результате команды. Знаю это, как говорится, не понаслышке. Но это не значит, что я совсем уж мягкий. Не кричу на ребят, но могу подойти и достаточно жестко сказать, чем недоволен.

- Вы работаете только с тремя основными вратарями или же помогаете всем голкиперам клуба, до детской школы включительно?

- Пока я только приступил к работе. Команда вышла из отпуска в начале января. Несколько дней занималась в Киеве, и вот теперь - сбор в Дубае. Но если говорить о моих планах, то они достаточно обширны. Я оставил в Киеве своему помощнику Александру Морозу несколько заданий, дал ряд упражнений, чтобы он мог проверить их на других вратарях, а потом рассказал о результатах. Чтобы я знал, как эффективнее использовать эти упражнения в работе с вратарями первой команды.

В ближайшее время хочу просмотреть вратарей, которым по 14-15 лет. А в дальнейшем - создать вратарскую академию, чтобы мы не искали где-то за тремя морями футболистов, а выращивали своих.

- Если не ошибаюсь, что-то подобное создано под руководством вашего старшего брата Вячеслава в московском ЦСКА?

- Да, что-то подобное там имеется. Но об академии речь пока не идет. А мы с Вячеславом именно ее планируем.

- В Киеве или в Москве?

- Пока не решили. Но в любом случае это надо делать. Мы ведь не молодеем, а передать юным голкиперам, поверьте, нам с братом есть что.

- И последний вопрос: каким вы увидели «Динамо» после возвращения в клуб после столь длительного перерыва?

- Во-первых, убедился, что в клубе созданы условия, чтобы игроки, кроме футбола, не имели забот и ни о чем постороннем не думали. А то ведь нам в свое время после каждой тренировки приходилось брать тазик и порошок - и самим стирать форму. Впечатлила, конечно, и внутриклубная организация. Единственное, что в самом деле досадно, так это то, что маловато в команде украинских футболистов...


"Спорт-Экспресс в Украине"

Інші новини

Титульний партнер
Технічний партнер
Офіційний партнер