Итоги своего первого украинского сезона подвел главный тренер киевского «Динамо» Юрий Семин.
- Что стало для вас за эти полгода главным разочарованием?
- Пожалуй, финал Кубка Украины, в котором команда потерпела единственное под моим руководством поражение. И винить в нем кого-то бессмысленно: мы проиграли сами, не сумев закрыть две проблемные позиции.
- Встречи «Динамо» с «Шахтером» всегда проходили напряженно, но эта, кажется, превзошла все. По пять желтых и красных карточек, переросшее в драку столкновение Исмаэля Бангура и Владимира Езерского. С чем это было связано?
- Мне матч из ряда вон выходящим не показался. Не было ни чрезмерной грубости, ни серьезных травм. А эмоции в поединках такого накала - явление обычное, в разумных пределах даже игру украшающее. Иное дело, что судья, видя, как закипают футболисты обеих команд на ровном месте, вполне мог не торопиться с крайними мерами.
- «Динамовцы» играли при вас с «Шахтером» еще и в финале Кубка Первого канала. В чем сходство этих матчей и в чем отличие?
- Похожи они были напряженностью интриги, а отличались в первую очередь результатом. Жаль, в украинском чемпионате не так много поединков подобного уровня.
- Ваш матч с «Металлистом» в последнем туре был явно из их числа. Отправляясь в Харьков, надеялись, что «Шахтер» не выиграет донецкое дерби?
- Нет. Я отлично понимал: горняки, играя дома, на отличном поле, с командой, которая уступает им в классе и ни на что в чемпионате уже не претендует, победу не упустят.
- Есть в «Динамо» игрок, который бы вас по-настоящему удивил?
- Одного имени, пожалуй, не назову. Главным сюрпризом стало наличие в резервном составе целой группы талантливых ребят, многие из которых уже дебютировали в первой команде. Это убеждает, что клубная школа движется в верном направлении и появление в основном составе целой обоймы собственных воспитанников – дело ближайшего будущего.
- Можете представить, что в силу каких-то причин вам пришлось бы, отказавшись от приобретения легионеров, создавать команду исключительно из молодежи?
- Никогда не был сторонником крайностей, но и этот путь имеет право на существование. С одной оговоркой: он исключает на определенное время высокие результаты, к чему руководство клуба и болельщики должны быть готовы.
Молодежь, пусть самая талантливая, отличается от опытных игроков отсутствием стабильности. Она хороша в отдельных матчах, но вытащить на себе сезон в целом вчерашним дублерам не по силам. Поэтому более органичным мне кажется сочетание активного привлечения резервистов с точечной селекцией.
- Вы говорите о стабильности опытных игроков. А что скажете об Александре Шовковском? Сверхопытный вратарь весь сезон слишком часто ошибался и в итоге уступил место Тарасу Луценко. Официально из-за травмы, но есть мнение, что дело в психологических проблемах голкипера.
- Мы эту тему с ним обсуждали. Шовковский – человек опытный как в футбольных, так и в жизненных вопросах, себя он знает значительно лучше, чем кто бы то ни было из его окружения. Психология – материя тонкая, а значит, справиться со своими проблемами он сможет лишь сам.
Понятно, что игра вратаря не удовлетворяла ни нас, ни его. В матчах чемпионата страны, где многие соперники действуют против нас на контратаках, необходимой концентрации в действиях Александра я не заметил.
- Президент «Динамо» Игорь Суркис представил вас журналистам как ученика Валерия Лобановского. Вы себя таковым считаете?
- Не знаю, как учеником, но сторонником его идей меня, пожалуй, можно назвать. Все мы, молодые тогда тренеры, относились к нему с безмерным уважением и, учась в ВШТ, нередко приезжали к Валерию Васильевичу на тренировки сборной. Лобановский охотно знакомил нас с секретами профессиональной кухни, никому не отказывал в индивидуальной беседе.
- Тот опыт общения с мэтром помогает сейчас чувствовать себя органично во главе киевского «Динамо»?
- Копия всегда хуже оригинала. Да, я видел тренировки Лобановского, четко представлял, какие нагрузки он дает футболистам, но никогда не пытался повторять за ним все с точностью до деталей. Это так же бессмысленно, как, например, копировать трюки Дэвида Копперфилда после посещения его шоу.
Величие Лобановского в том, что ты вроде бы видишь, как он работает, а сделать все точно так же не можешь. Многое из его методики я в своей работе использовал, но опираясь на собственный опыт и понимание футбола.
- Когда вы раздумывали, принять ли команду, переживавшую не лучшие времена, кто-нибудь пытался отговорить вас?
- Нет, переубедить меня никто не пытался. А о проблемах «Динамо» я знал: Суркис не стал скрывать, с чем доведется столкнуться на первых порах. Не скажу, что было легко, но ведь не напрасно говорят: предупрежден – значит, вооружен.
- От нового тренера ждали радикальных кадровых перестановок, но вы, отказавшись от анонсированной президентом клуба чистки, отправили в долгосрочную аренду лишь трех игроков. Причем именно тех, к кому имели претензии все ваши предшественники. Это не случайно?
- Долгое время ушедшие теперь из команды Гавранчич, Клебер и Диого Ринкон играли в «Динамо» ключевые роли, но пришло время, когда они утратили мотивацию и решили, что в другом клубе она появится вновь. Удерживать футболистов силой я был не вправе, поскольку гарантировать им места в составе не мог. Как, впрочем, и любому другому: на поле у нас выходят те, кто в данный момент в лучшей форме.
К тому же, повторю, просто обязан был дать шанс молодым. Чтобы у коллектива существовала настоящая перспектива, в него каждый год необходимо вливать свежую кровь. В минувшем сезоне этот процесс в «Динамо» оказался особенно заметным и, как показало время, оправданным.
- Агент Джузеппе Диогарди, помогавший Клеберу и Диого Ринкону уйти из «Динамо», был крайне удивлен, что к его подопечным предъявляют претензии в связи с лишним весом. По его мнению, в отпуске игрок вовсе не обязан режимить, а сборы в межсезонье для того и придуманы, чтобы приводить футболистов в норму.
- А вы знаете агентов, которые не отстаивали бы интересы футболиста заодно с собственными? Но игрок и его окружение должны понимать: если клуб установил правила, соблюдать их следует от начала и до конца. Иное дело, что встречаются игроки, которым лишний вес не мешает, а порой помогает. И если Клебер с Диого считали, что относятся к названной категории, у них был шанс доказать это в тренировочном процессе.
- Много помните футболистов, которым избыточный вес помогал?
- Навскидку готов назвать Муртаза Хурцилаву, блиставшего в сборной Советского Союза. Но есть и обратные примеры. Роналдо, никогда не следивший за весом, считался одним из лучших игроков в мире. Но со временем оказалось, что большинство, если не все его травмы связаны именно с безразличным отношением к поддержанию формы.
- Лобановский как-то сказал, что у него Роналдо играл бы в лучшем случае за «Динамо»-2...
- Валерий Васильевич был человеком остроумным и во многом парадоксальным. Но не думаю, что в данном случае он так считал на самом деле.
- Как прокомментируете то, что на исходе весны «Динамо» приобрело двух иностранцев - полузащитника Огнена Вукоевича и форварда Эмануэля Окодуву?
- После того как в последнем матче с «Металлистом» Карлос Корреа повредил лодыжку и выбыл из строя на три месяца, у нас оказалась вакантной позиция опорного полузащитника. Селекционеры предложили кандидатуру Вукоевича, уровень игры которого в сочетании с молодостью дает основания считать, что хорват – футболист, необходимый команде.
Окодува, в свое время немало поигравший в наших широтах и неплохо говорящий по-русски, может с успехом действовать не только в атаке, но и в средней линии – скажем, на правом фланге, где есть проблемы в связи с травмой Гусева.
- Корреа успеет восстановиться к групповому турниру Лиги чемпионов?
- Нам для начала надо в него попасть. А Карлосу мы решили немного продлить отпуск: парень задержится в Бразилии, где будет под присмотром местных врачей. Футболист он в высшей степени профессиональный, а желание играть в Лиге, надеюсь, поможет ему быстрее пройти курс реабилитации.
- Случалось на вашей памяти, чтобы игрок травмировался так часто, как Папе Диакате?
- Его какой-то злой рок преследует! Да и все повреждения у парня – примерно одинаковы.
- Не затаили обиды на ушедшего в «Рубин» Сергея Реброва? Ведь вы, судя по первым шагам во главе «Динамо», очень на него рассчитывали?
- Как можно было обижаться на человека, который не только своевременно сообщил мне о поступившем предложении, но и обратился за советом? Будь я уверен, что Ребров станет стабильно играть у меня в основном составе, возможно, и рекомендовал бы ему остаться в Киеве хотя бы до лета.
Удержать в тот момент Сергея могли лишь гарантии постоянной игровой практики, которых, как вы понимаете, я ему дать не мог. Хотя, не скрою, футболист такого уровня, многое повидавший на веку и одним только авторитетом способный сплотить вокруг себя коллектив, помог бы нам лучше выступить. От работы с Ребровым я получал настоящее удовольствие.
Важно, что его переход был обставлен корректно: ни он сам, ни заинтересованные клубы не остались в проигрыше. «Рубин» получил игрока, на которого рассчитывал, «Динамо» – достойную компенсацию за оставшиеся полгода контракта. Сергей при этом не потерял добрых отношений с руководством нашего клуба: неслучайно Суркис сказал, что ждет его возвращения в Киев после завершения карьеры.
Газета «Спорт-Экспресс»
(Публікується мовою оригіналу)